Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 6


Статья 6 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов (действующая редакция)

1. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2. Положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

3. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

4) изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в настоящем Кодексе.

4. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.

5. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 5
Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов
Статья 7
Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле

Комментарий к ст. 6 ТКТС РФ

1. Непосредственным участником большинства правоотношений, составляющих предмет регулирования настоящего Кодекса, являются таможенные органы - уполномоченный субъект. Комментируемый Кодекс не предусматривает необходимости формирования специальных таможенных органов в рамках Таможенного союза. Их функции в полной мере реализуют таможенные органы государств - участников Союза. В то же время их деятельность в рамках Союза предполагает расширение компетенции указанных органов и включение в нее ряда дополнительных задач, обусловленных межгосударственным взаимодействием.

Перечень специальных задач таможенных органов в рамках Союза регламентирован комментируемой статьей. В большинстве своем задачи, определенные ч. 1 комментируемой статьи, являются традиционными для таможенных органов, но суть комментируемой нормы сводится к тому, чтобы адаптировать их к деятельности в рамках Таможенного союза. Так, например, одной из задач Кодекс определяет содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза. Аналогичные полномочия предусмотрены и нормативными актами государств - участников Союза для деятельности их таможенных органов. Основным отличием указанной деятельности является ее территориальный характер: в рамках отдельного государства или Таможенного союза.

Обеспечение исполнения законодательства и контроль за его исполнением является задачей любого органа государственной власти. В этой связи положения комментируемой статьи декларируют реализацию общих задач таможенных органов к рамках их деятельности в Таможенном союзе.

Прочие предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи задачи таможенных органов составляют их исключительную компетенцию как в рамках государства, так и в рамках Таможенного союза. С одной стороны, Кодекс подчеркивает единство задач данных органов и их неразрывную связь с задачами, реализуемыми в рамках отдельно взятого государства, с другой стороны, подчеркивает значимость указанных задач и их надлежащей и эффективной реализации.

Особо следует обратить внимание, что положения комментируемой статьи предоставляют максимальную свободу деятельности государств - членов Союза, предоставляя им возможность определения иных задач в рамках собственного внутреннего законодательства. В силу предписаний абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи предусмотренные государством в рамках собственного законодательства задачи таможенных органов являются обязательными для их разрешения и в рамках Таможенного союза.

2. Пункт 2 комментируемой статьи особо подчеркивает отсутствие специальных таможенных органов в рамках Союза, одновременно указывая на предоставление всей полноты полномочий соответствующим органам государств - участников Союза. В соответствии с действующим российским законодательством таможенными органами признаются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в области таможенного дела. Систему российских таможенных органов составляют Федеральная таможенная служба РФ - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь таможенными органами там являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" (Таможенный кодекс) предусматривает, что система таможенных органов включает в себя:

- уполномоченный орган в сфере таможенного дела;

- территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице);

- таможни;

- таможенные посты;

- контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Таможенного союза;

- специализированные таможенные учреждения.

Весь спектр указанных таможенных органов государств - участников Союза реализует в полной мере задачи, предусмотренные комментируемой статьей и законодательством каждого из государств.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ