Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 5


Статья 5 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов (действующая редакция)

1. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.

2. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

3. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, вводятся в действие в более короткие сроки;

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;

настоящим Кодексом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов.

4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

Статья 4
Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени
Статья 6
Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов

Комментарий к ст. 5 ТКТС РФ

1. Любая таможенная процедура, а соответственно, и деятельность субъектов таможенных правоотношений сопряжена с необходимостью соблюдения установленных сроков. В большинстве случаев речь идет об императивных сроках, в связи с чем важное значение имеет определение порядка их исчисления. Положения ч. 1 комментируемой статьи предусматривают возможность определения сроков в зависимости от их продолжительности годами, месяцами, днями или часами. В зависимости от продолжительности срока он может определяться конкретной календарной датой или истечением периода времени.

Определение момента начала (окончания) срока конкретной календарной датой предполагает определение в рамках договора или соглашения числа, месяца и года начала и окончания срока совершения отдельных юридически значимых действий. Как правило, если начало срока определяется конкретной календарной датой, то аналогичным образом определяется и момент истечения установленного срока. Однако подобный подход не всегда оправдан, поскольку в силу действия различных обстоятельств неукоснительное соблюдение таких сроков представляется затруднительным. В настоящее время действующее законодательство, как внутригосударственное, так и международное, акцентирует внимание на исчислении сроков определенными периодами времени: месяцами, годами, днями или часами. Наиболее востребованными являются сроки, определенные в месяцах и днях.

Сроки, исчисленные периодами времени, начинают течь на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено их начало. Следует обратить внимание, что день, которым определено начало срока, не засчитывается в его продолжительность. Срок, определяемый в годах, истекает в месяц и число начала данного срока в последний год срока. Если срок, определен в месяцах, то он истекает в то же число последнего месяца срока. Если последний месяц срока не имеет соответствующего числа, срок признается истекшим в последний день этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий (выходной) день, то днем окончания срока признается первый следующий за ним рабочий день.

Положения комментируемой статьи предусматривают специальные правила истечения срока, установленного для совершения действия - оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока. Следует заметить, что законодатель в данном случае использует формулировку "может быть", т.е. рассматривает обязанность соблюдения установленных Кодексом сроков в качестве правомочия, что противоречит императивному характеру установленных сроков. В этой связи нужно учитывать, что стороны договора изначально ориентированы на надлежащее исполнение взятых на себя обязательств, т.е. все действия должны быть совершены до истечения установленного срока, но могут быть совершены и в последние сутки срока - до двадцати четырех часов последнего дня.

Данное правило в полной мере ориентировано на физических лиц, которые самостоятельно определяют порядок осуществления ими деятельности. Аналогичное правило действует и в отношении почтовых отправлений - если они сданы в учреждения почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, то обязательства считаются исполненными надлежащим образом. Юридические лица в данном случае имеют более жесткие рамки, определенные распорядком дня соответствующей организации, предприятия.

В этой связи ч. 7 комментируемой статьи предусматривает специальную оговорку в отношении юридических лиц - последний день установленного для совершения действия срока истекает в момент окончания рабочего дня соответствующей организации. В то же время, если речь идет о финансовых операциях, то указанный срок может наступить и до окончания рабочего дня, например, в момент окончания времени осуществления соответствующих операций, например, расчетных операций в банке. Большинство банков и кредитных учреждений завершают проведение операций по счетам к шестнадцати (семнадцати) часам, что указывает на необходимость исполнения организацией всех операций, по которым истекает срок до указанного момента.

Продолжительность срока может определяться применительно к моменту наступления какого-либо определенного сторонами события или совершения ими действия. Подобное исчисление сроков наиболее востребовано в рамках таможенных правоотношений, например, окончание срока может быть предусмотрено в момент передачи груза получателю; в момент его ввоза на таможенную территорию или вывоза с нее и т.п. Такой срок не имеет четкой продолжительности, она может изменяться применительно к моменту наступления события или совершения действия. Однако общая продолжительность такого срока должна учитывать принцип разумности и потребности во времени для совершения какого-либо действия.

Например, достаточным для поставки сроком может быть и неделя, и месяц, в то же время поставка новогодних елок в летний период утрачивает свое значение, несмотря на то, что в договоре может быть не предусмотрен конкретный период, но он логически связан с наступлением определенного события - празднованием Нового года или Рождества. Таким образом, определение сроков должно исходить из целесообразности и разумности его установления именно таким образом и в данный период времени.

2. Большинство положений комментируемой статьи отражают общие правила, установленные в ГК РФ. Таким образом, подчеркивается единство внутригосударственных и международных правовых предписаний. Следует обратить внимание, что таможенному законодательству Таможенного союза предоставлен приоритет в определении порядка исчисления сроков, определения момента их начала и окончания и т.п. Настоящий Кодекс также является неотъемлемой частью таможенного законодательства Таможенного союза. В то же время, являясь комплексным актом общего характера, он регламентирует общие правила исчисления сроков, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, положения комментируемой статьи подлежат применению во всех случаях, когда не предусмотрено иное в рамках специальных правовых предписаний Таможенного союза. По общему правилу наличие специальных правил исключает применение общих положений, т.е. в случае формирования специальных правил определения сроков они подлежат непосредственному применению к процедуре, для которой предусмотрены. Общие нормы применяются во всех случаях отсутствия специальных требований.

Наибольший интерес представляют положения ч. 8 комментируемой статьи, регламентирующей понятие "рабочий день". Данное понятие является традиционным как для российского законодательства, так и для законодательства других стран - участниц Союза, но его нормативное закрепление позволяет избежать разночтений и разногласий при исчислении сроков. Настоящий Кодекс - один из немногих нормативных актов, которые регламентируют структуру рабочих дней. Ими признаются дни с понедельника по пятницу, т.е. не учитывается сменный график работы организации, а также изменение общего режима рабочей недели, в соответствии с которым выходными днями признаются суббота и воскресенье. Исключение из общего правила составляют рабочие дни, признанные праздничными и объявленными нерабочими днями в соответствии с законодательством стран - участниц Союза. Так, например, из перечня рабочих дней в 2014 г. исключаются 2 мая и 13 июня - пятницы, на которые перенесены праздничные дни. Указанное правило действует только в случае, если срок исчисляется в рабочих днях. Во всех остальных случаях действуют общие положения комментируемой статьи либо специальные правила таможенного законодательства Таможенного союза.

Определение момента окончания сроков зависит и от графика работы таможенных органов, поскольку именно от момента выпуска данными органами товаров зависит и исполнение стороной обязательств. В этой связи Кодекс предусматривает специальные правила учета рабочих/нерабочих дней применительно к графику работы таможенных органов. Если нерабочий день признается рабочим для таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров, то исчисляемый в рабочих днях срок включает в себя и указанные дни.

Таким образом, исчисление сроков требует учета различных факторов, в том числе и объявленных государством праздничных дней, графика работы таможенных органов. Указанные факторы должны быть учтены на момент заключения договора и определения сроков исполнения обязательств, что позволит в последующем надлежащим образом их исполнить.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ