Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 7
В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
Статья 6 Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов | Статья 8 Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела |
1. Наряду с реализацией основных задач таможенные органы наделены рядом полномочий и в сфере расследования отдельных категорий преступлений. В ведении таможенных органов могут находиться только те преступления, которые непосредственно связаны с нарушением таможенного режима государств и Союза, незаконным пересечением таможенной границы, ввозом (вывозом) товаров с нарушением установленного порядка. Следует заметить, что таможенные органы наделяются компетенцией лишь в качестве органов дознания. Дознание представляет собой форму предварительного расследования, предусмотренную для расследования уголовных дел, по которым не обязательно производство предварительного следствия.
Дознание производится по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечень которых определен нормативно. В данном случае перечень таких составов регламентирован ч. 1 комментируемой статьи. Уголовный кодекс РФ предусматривает возможность реализации полномочий дознавателя таможенными органами лишь в отношении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Положения ч. 1 комментируемой статьи расширяют указанный перечень, предусматривая возможность их привлечения в качестве дознавателей и по иным составам преступлений в соответствии с законодательством государств - членов Союза.
2. Реализация функций дознания предполагает осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Кодекс наделяет таможенные органы правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, причем ее регламентация относится к исключительной компетенции государств - участников Союза. Так, на территории России порядок осуществления ОРД таможенными органами РФ по преступлениям, отнесенным к их компетенции, регламентируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой таможенными органами, уполномоченными на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Статья 13 Федерального закона N 144-ФЗ относит к числу компетентных органов таможенные органы России. Аналогичные понятия предусмотрены и Законом Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. N 154-XIII "Об оперативно-розыскной деятельности", и Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности".
Осуществление оперативно-розыскной деятельности составляет исключительную компетенцию законодательства государств - участников Союза и осуществляется по установленным ими правилам. В этой связи отсутствует потребность формирования специальных требований к ее реализации в рамках Таможенного союза. Более того, поскольку ОРД осуществляется таможенными органами государств-участников, у самого Союза отсутствуют специальные органы, то и отсутствует потребность в формировании специальных правовых норм, регламентирующих такую деятельность. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
3. Специальные полномочия таможенных органов предусмотрены ч. 3 комментируемой статьи. Кодекс наделяет их правомочиями в области административного процесса, предоставляя им право привлечения виновных лиц к административной ответственности. Правила административного производства и порядок привлечения к ответственности регламентируются внутригосударственным законодательством. В этой связи, являясь органами государственной власти соответствующей страны - участницы Союза, таможенные органы призваны реализовывать отдельные функции государства. Реализация таких функций осуществляется исключительно в соответствии с правилами, установленными соответствующим государством.