Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 144


Статья 144 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) (действующая редакция)

1. Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с настоящим Кодексом возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 настоящего Кодекса, перевозчика либо иное лицо.

2. Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

3. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях (статья 364).

5. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.

Статья 143
Права таможенного брокера (представителя)
Статья 145
Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

Комментарий к ст. 144 ТКТС РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи возлагает обязанность по отбору проб и образцов на должностных лиц таможенных органов в порядке, установленном национальным законодательством. Часть 7 ст. 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, в свою очередь, делегировала установление данного порядка ФТС России. Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы утвержден Приказом ФТС России от 25.02.2011 N 396 и является приложением N 1 к нему. Данный Порядок устанавливает ряд важных моментов, которые не дублируются в других нормативных правовых актах:

- сроки для отбора проб и образцов - не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента уведомления таможенным органом декларанта о назначении таможенной экспертизы;

- количество (объем) проб и образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований (приложение N 1 к Порядку);

- необходимость разделения единой пробы на три равные части, каждая из которых снабжается пломбой или ярлыком обеспечения сохранности упаковки (приложение N 2 к Порядку);

- в случае установления таможенной экспертизой несоответствий сведений о товаре пробы и образцы товара хранятся в таможенном органе на случай проведения повторной экспертизы в рамках дела об административном правонарушении, уголовного дела или по поручению арбитражного суда;

- результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. Установление данной нормы, как видится, связано прежде всего с тем, что иногда сведения о товаре (его коде в соответствии с ТН ВЭД СНГ, стране происхождения и др.) могут повлечь возврат таможенных платежей из федерального бюджета, а данная норма права исключает возможность игнорирования результатов таможенной экспертизы.

Также пунктом 1 комментируемой статьи установлено право таможенных органов при необходимости использования специальных познаний и применения технических средств привлекать к отбору проб и образцов товаров таможенного эксперта (эксперта). У последнего, в свою очередь, возникает обязанность участвовать в этом случае в отборе проб и образцов.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.

Минимальное количество проб и образцов товаров устанавливается приложением N 1 "Сведения о количестве (объеме) проб и образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований" к вышеупомянутому Приказу ФТС.

Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением КТС от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов". Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. Что касается первого экземпляра акта, то на основании п. 2 вышеуказанного Порядка он направляется в таможенный орган или иную уполномоченную организацию для проведения таможенной экспертизы. В таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, остается копия первого экземпляра акта, которая хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней.

3. Из смысла части 3 комментируемой статьи следует, что присутствие декларанта (иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров) или его представителя при отборе проб и образцов товаров обязательно, при этом на указанных лиц возлагается обязанность оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции. В свою очередь, ч. 3 ст. 144 ТК ТС ЕврАзЭС вкупе с п. 1 ч. 5 ст. 116 ТК ТС ЕврАзЭС устанавливают обязанность таможенного органа по уведомлению указанных лиц о дате, месте и времени отбора проб и образцов.

ТК ТС ЕврАзЭС допускает отбор проб и образцов товаров в отсутствие декларанта (иных уполномоченных лиц), но только в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 116 ТК ТС ЕврАзЭС, перечень которых ограничен. Таким случаем, к примеру, является неявка декларанта (уполномоченных лиц) либо ситуация, когда такие лица неизвестны. В этих случаях отбор проб и образцов товаров осуществляется в присутствии 2 (двух) понятых.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что расходы, возникшие у декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в результате отбора проб и образцов товаров, не подлежат возмещению таможенным органом. Эта норма свидетельствует о тщетности взыскания указанными лицами понесенных ими убытков, связанных с отбором проб и образцов, с таможенных органов даже посредством обращения в суд.

5. На основании ч. 5 комментируемой статьи по окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств - членов ТС. В силу п. 8 Порядка отбора проб и образцов, утвержденного Приказом ФТС России от 25.02.2011 N 396, по окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товара возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу, с обязательным заполнением журнала ведения записей о возврате заключения таможенного эксперта (эксперта), материалов, документов, проб и образцов после проведения таможенной экспертизы (приложение N 3 к Порядку).


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ