Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 134


Статья 134 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Отзыв таможенной декларации (действующая редакция)

1. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана им независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается.

Статья 133
Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации
Статья 135
Неполная таможенная декларация

Комментарий к ст. 134 ТКТС РФ

1. В комментируемой статье закреплены права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки.

Таможенные органы имеют право в целях проверки достоверности сведений затребовать от организаций коммерческую документацию (очевидно, под данным термином подразумеваются договоры и иные документы), бухгалтерские документы, сведения о регистрации проверяемой организации, справки от кредитных организаций и т.д. Таким образом, круг получаемой информации весьма широк.

Часть 3 ст. 16.12 КоАП РФ закрепляет положение, согласно которому непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В круг разрабатываемых изменений для внесения в ТК ТС ЕврАзЭС вошло предложение о включении в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи слов "в том числе информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров".

Предложенные требования расширяют полномочия таможенных органов в процессе осуществления таможенной проверки. К примеру, требование информации о дальнейших сделках проверяемого лица в отношении проверяемых товаров излишне и не соответствует целям таможенной проверки, установленным законодательством ТС и национальными законодательствами стран - участниц ТС.

Кроме того, целесообразность получения такой информации сомнительна как для целей завершения проверки, так и для дальнейшего таможенного декларирования этих товаров ввиду отсутствия механизмов мониторинга. Так что нет необходимости внесения такой поправки в ТК ТС ЕврАзЭС.

Пунктом 83 Протокола о внесении поправок в ТК ТС ЕврАзЭС (данные изменения еще не внесены в ТК ТС ЕврАзЭС, а только предлагаются к внесению Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана (публикация от 06.08.2013)) <1> предусмотрено дополнение ч. 1 комментируемой статьи пунктом, который гласит: "Получать при проведении выездной таможенной проверки доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица".
--------------------------------
<1> ank.kz/docs/offers/54471/ank.kz

Считаем, что стоит согласиться с мнением членов Ассоциации налогоплательщиков Казахстана в том, что целесообразнее использовать следующую редакцию этого пункта: "Получать при проведении выездной таможенной проверки доступ в пределах своей компетенции к используемым на момент проверки базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица".

Кроме этого, необходимо доработать редакцию, так как сам доступ к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем может быть предоставлен, например, без права копирования, использования и т.п.

Сама проверка осуществляется путем сравнения информации, полученной из разных источников.

В ходе таможенной проверки подлежат выяснению факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.

Таможенные органы при проведении проверки могут истребовать документы проверяемого лица только в письменной форме, при этом составляется акт приема-передачи с перечислением в нем всех документов, которые планируется забрать.

В ТК ТС ЕврАзЭС не установлен точный период, в течение которого проверяемое лицо обязано представить документы. Этот срок определяют проверяющие лица. Важно, чтобы у проверяемых лиц было достаточно времени для выполнения этого требования (см. комментарий к ч. 2 ст. 98 ТК ТС ЕврАзЭС). При этом этот период не включается в срок проверки.

В случае, если проверяемое лицо не укладывается в обозначенные должностными лицами таможенного органа сроки, ему необходимо уведомить их об этом в письменной форме.

Если проверяемое лицо не предоставит требуемые документы в необходимые сроки, то проверяющие лица могут составить протокол на основании ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой предприниматель может понести ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Документация, которую проверяющие лица могут проверить в ходе проверки, должна храниться пять лет. Однако если требуемых документов нет, таможенные органы могут предложить проверяемым лицам их восстановить. В случае отказа таможенные инспекторы не смогут наказать проверяемых лиц ввиду отсутствия санкций за это. Но в такой ситуации проверяющие лица вправе самостоятельно рассчитать суммы платежей, которые подлежат взысканию таможней, и за просрочку уплаты оштрафовать согласно положениям ст. 16.22 КоАП РФ.

Для подготовки заключения по указанным вопросам должностные лица таможенных органов наделяются правом изучать данные бухгалтерского учета и отчетности, счета, другую информацию проверяемого лица и сопоставлять такие данные со сведениями, приведенными в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Кроме того, допускается использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

2. Данная статья устанавливает порядок проведения инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки и является отсылочной. При проведении выездной таможенной проверки таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со ст. 183 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Другими словами, должностные лица таможенных органов вправе провести инвентаризацию товаров фирмы или предпринимателя исключительно в рамках выездной таможенной проверки. В любом случае должностные лица таможенных органов решают по своему усмотрению, проводить в таких ситуациях инвентаризацию или нет.

Порядок проведения инвентаризации установлен Приказом Министерства финансов РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации налогоплательщиков при налоговой проверке". Несмотря на то что данный нормативно-правовой акт принят более 10 лет назад, сотрудники налоговых органов руководствуются именно им. Этот документ применяют также сотрудники таможенных органов при инвентаризации товаров в рамках таможенной проверки.

Инвентаризация товаров производится по месту их нахождения. Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия товаров и неучтенных объектов;

- сопоставление фактического наличия товаров с предоставленными данными;

- проверка полноты отражения обязательств в учете.

Исходя из основных положений вышеуказанного нормативного акта, можно выделить общие правила проведения инвентаризации:

- перечень товаров, проверяемых при выездной таможенной проверке, устанавливается руководителем таможенного органа (его заместителем);

- проверка фактического наличия товаров производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и других сотрудников проверяемого лица;

- до начала проверки фактического наличия товаров инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы;

- сведения о фактическом наличии товаров записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах;

- инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации;

- фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проверяемое лицо должно создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой);

- инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами;

- в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;

- описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий;

- если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

3. При проведении выездной таможенной проверки должностное лицо таможенных органов имеет право потребовать информацию о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений. Данное требование оформляется в письменном виде, в нем указываются: дата и место составления документа; номер и дата решения о проведения таможенной проверки; срок, до которого необходимо представить товары и (или) документы и сведения; наименование товаров, документов и сведений; адрес, должность, инициалы, фамилия и подпись руководителя комиссии по проведению проверки, телефон; должность, подпись, фамилию и инициалы лица, получившего экземпляр требования.

Решением Евразийской экономической комиссии от 20 мая 2010 г. N 260 в Санкт-Петербург "О формах таможенных документов" утверждена форма акта отбора проб и образцов.

Отбор проб и образцов иностранных товаров, хранящихся на таможенном складе, может осуществляться лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров (их представителями), в порядке, установленном Приказом ФТС РФ от 25.02.2011 N 396 "Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы" (вместе с Порядком отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы).

Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации, подаваемой в отношении соответствующих товаров, при изменении таможенной процедуры таможенного склада на иную таможенную процедуру.

В отношении проб и образцов иностранных товаров подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и налоги, как если бы они были выпущены для свободного обращения, за исключением случая, когда образцы товаров возвращаются на таможенный склад в течение одного месяца с даты составления акта о взятии проб и образцов.

Чаще всего таможенники отбирают образцы товаров, когда проводят инвентаризацию или досмотр, в качестве меры идентификации.

Образцы нужны, чтобы определить место происхождения, марку, сорт, качество, состав, свойства товара, его принадлежность к наркотическим или психотропным веществам, технологию производства, источники сырья для производства и т.п.

Например, ООО "Комп" предъявило картриджи для принтеров для таможенного оформления. В таможенной декларации было заявлено, что страной происхождения картриджей является Малайзия, в связи с чем компания претендовала на снижение ставки таможенной пошлины на 75%.

Должностные лица таможенных органов отобрали образцы картриджей и направили их на экспертизу. Исследовав представленные образцы, эксперт пришел к выводу, что декларируемые фирмой картриджи изготовлены в Великобритании. Поэтому льготу таможенники фирме не предоставили.

Пробы и образцы берутся в минимальном количестве, которое достаточно для проведения анализа.

Представитель фирмы или предприниматель вправе присутствовать при отборе, но таможенники могут провести это мероприятие и без них, в присутствии двух понятых (см. комментарий в ст. 144 ТК ТС ЕврАзЭС).

В п. 12 ч. 1 комментируемой статьи Протоколом о поправках в ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрена замена слов "в которых находятся товары" словами "склады, архивы и иные места нахождения (хранения) документов и товаров проверяемого лица".

При успешной замене данных формулировок в деятельности компаний таможенной сферы могут возникнуть дополнительные трудности в связи с новым требованием об опечатывании помещений, складов, архивов и иных мест хранения товаров и документов. Целесообразно пересмотреть предлагаемую редакцию комментируемой части.

4. Необходимо также отметить, что в комментируемой статье зафиксированы не все права и обязанности должностных лиц, в национальном законодательстве РФ закреплены дополнительные права должностных лиц при проведении таможенной проверки.

В ранее действовавшем Таможенном кодексе РФ оставался открытым для законодателя вопрос регулирования аналогичных полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении общей ревизии, которая была недостаточно подробно рассмотрена. На сегодняшний момент данный пробел был устранен с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ