Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 97


Статья 97 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Обязанности таможенного перевозчика (действующая редакция)

Таможенный перевозчик обязан:

1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (статья 364);

3) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 настоящего Кодекса;

4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Статья 96
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков
Статья 98
Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков

Комментарий к ст. 97 ТКТС РФ

1. Комментируемая статья определяет места, виды и порядок создания зон таможенного контроля. Зонами таможенного контроля являются прежде всего места перемещения товаров через таможенную границу. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ уточняет расположение данных зон, указывая, что они создаются вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Также зонами таможенного контроля являются территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза. При этом комментируемый Кодекс конкретизирует цель создания зон в иных местах: проведение таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершение грузовых и иных операций.

Согласно ч. 2 ст. 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ зоны таможенного контроля могут создаваться в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. В соответствии с п. 1 ст. 186 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", зонами таможенного контроля могут являться места таможенного декларирования, территории мест свободных складов, специальных экономических зон.

2. Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения на них товаров, подлежащих таможенному контролю. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Согласно ч. 3 ст. 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ зоны таможенного контроля могут быть постоянными в следующих случаях:

1) если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций;

2) если на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таможенный кодекс Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень мест, где могут быть созданы постоянные места таможенного контроля: в пунктах ввоза и вывоза; в пунктах таможенного оформления; на складах временного хранения, таможенных складах и свободных складах; в свободных таможенных зонах; в магазинах беспошлинной торговли (п. 3 ст. 282).

Временная зона таможенного контроля создается на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. После завершения мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанного в решении о ее создании, данная зона ликвидируется. Таможенный кодекс Республики Беларусь конкретизирует случаи, когда может быть создана временная зона таможенного контроля (п. 4 ст. 282):

- для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

- при необходимости проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров;

- для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях, установленных вышеуказанным Кодексом.

3. Порядок создания и обозначения зоны таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств - членов Таможенного Союза.

В Российской Федерации порядок создания зон и обозначения таможенного контроля определен ст. 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, в Республике Казахстан - ст. 186 "О таможенном деле в Республике Казахстан" Кодекса Республика Казахстан. По таможенному законодательству Республики Беларусь порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Получение конкретной территорией статуса "зона таможенного контроля" влечет за собой создание соответствующего правового режима этой территории. Нарушение режима зоны таможенного контроля составляет административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена административным законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 16.5 КоАП РФ, ст. 14.16 КоАП РБ, ст. 400 КоАП РК).

Согласно ч. 4 ст. 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Следует отметить, что форма и порядок получения данного разрешения не установлены и, как показывает судебно-арбитражная практика, данное обстоятельство нередко приводит к необоснованному привлечению лиц к административной ответственности за нарушение режима зоны таможенного контроля.

Например, после принятия таможенным органом решения о выпуске оформляемого обществом в соответствии с процедурой "выпуск для внутреннего потребления" товара данный товар был вывезен из зоны таможенного контроля, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ. В обосновании принятого решения таможенный орган указал, что общество не получило письменного разрешения на вывоз товара из зоны таможенного контроля. В арбитражном суде постановление таможенного органа о привлечении общества к административной ответственности было отменено в связи с отсутствием события правонарушения.

Суд указал, что при отсутствии законодательного регулирования порядка получения разрешения и при наличии штампа "выпуск разрешен" на товаросопроводительных документах, не предусматривающего какого-либо дополнительного обращения участника за выдачей разрешения на перемещение товаров за пределы зоны таможенного контроля, привлекаемое к административной ответственности лицо имело законное основание для дальнейшего движения, товары не находились под таможенным контролем, следовательно, основания для дальнейшего нахождения товара в зоне таможенного контроля отсутствовали (подробно см. Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2013 г. по делу N А56-71314/2012, от 26 апреля 2013 г. по делу N А56-68901/2012, от 26 апреля 2013 г. по делу N А56-68901/2012).

Согласно ст. 186 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" допуск в зоны таможенного контроля возможен только на основании определенных документов:

1) постоянного пропуска для должностных лиц соответствующих контролирующих органов Республики Казахстан, осуществляющих деятельность в зонах таможенного контроля, при предъявлении служебного удостоверения;

2) постановления для должностных лиц правоохранительных или специальных органов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) постоянного пропуска для должностных лиц организаций, у которых выполнение должностных обязанностей связано с непосредственным нахождением указанных лиц в зоне таможенного контроля. Перемещение товаров и транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа.

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах зоны таможенного контроля, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором. Согласно таможенному законодательству Республики Казахстан осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности, а также нахождение режимных объектов в зонах таможенного контроля не допускаются, за исключением случаев, когда указанная деятельность соответствует назначению места или склада временного хранения, свободного склада, таможенного склада и магазина беспошлинной торговли.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ