Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 86
1. Таможенный орган отправления вправе принять следующие меры (одну из указанных мер) по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите:
1) обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Если сведений о товарах, представленных для целей внутреннего таможенного транзита, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется в порядке, предусмотренном статьей 338 настоящего Кодекса;
2) таможенное сопровождение (статья 87);
3) определение маршрутов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
2. Таможенные органы не требуют применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком (глава 11).
3. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки отдельных видов товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом. В иных случаях маршруты определяются для перевозки отдельных видов товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом маршрут заявляется перевозчиком. Заявленный перевозчиком маршрут является для него обязательным при перевозке товаров. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа.
Статья 85 Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите | Статья 87 Таможенное сопровождение |
1. Одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является обеспечение уплаты денежными средствами, под которым следует понимать депонирование денежных средств плательщика таможенных пошлин, налогов на счет, установленный законодательством государства - члена Таможенного союза. Отметим, что у государств - членов Таможенного союза данные счета отличаются. Так, в Российской Федерации денежные средства депонируются на счете Федерального казначейства. В свою очередь, в Республике Казахстан - на счете временного размещения денег таможенного органа, а в Республике Беларусь - на счете таможенного органа.
Также одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является банковская гарантия. Отметим, что выдавать банковскую гарантию имеют право кредитные и страховые организации, внесенные в соответствующий реестр. Так, в Российской Федерации данный реестр ведет Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Республике Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Данные организации по заявлению плательщика выдают письменное обязательство в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) декларантом обязанности по уплате за него таможенных платежей. Отношения, связанные с выдачей банковской гарантии, исполнением обязательств гарантом, а также прекращение действия банковской гарантии регулируются положениями гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза.
В качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов комментируемая статья упоминает поручительство, под которым следует понимать возложение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случае неисполнения данной обязанности плательщиком на иное лицо, раннее заключившее соглашение, предметом которого является возложение данной обязанности на него. Отношения, связанные с заключением соглашения о поручительстве, исполнением обязательств поручителем, а также прекращением поручительства, регулируются положениями гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 717 "О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" устанавливается, что претендовать на право быть поручителем может созданное по законодательству Российской Федерации юридическое лицо с зарегистрированным уставным капиталом не менее 500 млн. рублей, которое зарегистрировано не менее чем за 3 года до дня заключения договора поручительства.
Залог имущества подразумевает под собой такой вид обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, при котором заключается договор о залоге между таможенным органом и плательщиком. Стоит отметить, что в данном случае при неисполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов удовлетворение требования таможенных органов будет осуществляться за счет стоимости заложенного имущества.
Отметим, что иные способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание, задаток) при уплате таможенных пошлин, налогов не применимы.
2. Таможенные органы не вправе требовать от плательщика таможенных пошлин, налогов какого-либо определенного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также дополнительного обеспечения к тому, которое уже имеется. К примеру, при использовании плательщиком банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган не вправе требовать дополнительного обеспечения в виде поручительства.
Часть 3 комментируемой статьи закрепляет такое свойство обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как непрерывность. Под непрерывностью понимается свойство, характеризующее что-либо отсутствием промежутков (в данном случае - промежутков во времени). Наличие у обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов такого свойства означает, что депонирование денежных средств на определенных счетах, действие банковской гарантии и поручительства, а также действие договора залога не должно иметь промежутков в течение всего срока действия обязательства, а также должно быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.
3. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства - члена Таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение. Так, в случае, если обеспечение предоставляется в таможенный орган РФ, порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством РФ (глава 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).