Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 85
1. Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).
2. В случае изменения пункта назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта при внутреннем таможенном транзите перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 92 настоящего Кодекса.
Решение об изменении места доставки товаров принимается таможенным органом не позднее дня, следующего за днем получения заявления и документов, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта. Указанное решение оформляется путем завершения внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, место доставки которых изменено, и выдачи нового разрешения на внутренний таможенный транзит (статья 80). Новое разрешение на внутренний таможенный транзит выдается в день принятия решения об изменении места доставки товаров.
Статья 84 Оборудование транспортных средств, контейнеров и съемных кузовов при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями | Статья 86 Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите |
1. Комментируемая статья закрепляет общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает перечень случаев обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно:
- перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (см. комментарий к ст. ст. 215 - 228 комментируемого Кодекса);
- изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза (к примеру, глава 15 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);
- помещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (см. комментарий к ст. ст. 252 - 263 комментируемого Кодекса);
- выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (см. комментарий к ст. 198 комментируемого Кодекса);
- иные случаи, предусмотренные комментируемым Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, к примеру, случаи обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров".
2. В свою очередь, часть 2 комментируемой статьи устанавливает случаи, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. Так, указан случай, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро. Кроме того, отмечается, что существуют иные случаи, предусмотренные комментируемым Кодексом, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется. К примеру, при таможенном транзите обеспечение не предоставляется, если:
- в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
- товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
- это установлено международными договорами;
- товары перевозятся под таможенным сопровождением;
- в иных случаях, установленных комментируемым Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (см. комментарий к ст. 217 комментируемого Кодекса).
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает лицо, которым производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Так, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится:
- плательщиком;
- лицом за плательщика при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено комментируемым Кодексом.
4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов по общему правилу предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Однако существуют исключения, а именно:
- когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения (ч. 5 комментируемой статьи);
- когда таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств - членов Таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением (абз. 2 ч. 1 ст. 87 комментируемого Кодекса);
- при взаимоотношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (глава 3 комментируемого Кодекса).
5. Таможенными органами, которым может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита являются:
- таможенный орган отправления;
- таможенный орган назначения;
- иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, если он определен законодательством государства - члена Таможенного союза.
Отметим, что часть 1 ст. 87 комментируемого Кодекса дает определение понятию "генеральное обеспечение", согласно которому, если одним и тем же лицом на территории одного из государств - членов Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства - члена Таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).
В такой ситуации таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Обратим внимание, что порядок предоставления, а также форма такого документа, срок его действия определяются Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров".
Согласно ст. 3 указанного Соглашения документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - Сертификат), зарегистрированный и выданный таможенным органом государства - члена Таможенного союза, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему такое обеспечение. Форма сертификата и порядок его заполнения определяются приложениями 1 и 2 к данному Соглашению, являющимися его неотъемлемой частью. Заметим, что сертификат оформляется на сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в трех экземплярах.
Так, первый экземпляр зарегистрированного сертификата остается в таможенном органе, зарегистрировавшем сертификат. Второй и третий экземпляры зарегистрированного сертификата выдаются лицу, предоставившему обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. О выдаче сертификата таможенный орган, зарегистрировавший сертификат, информирует таможенный орган отправления. Сертификат используется в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляет таможенный орган одной Стороны, а обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу другой Стороны.
Обратим внимание, если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу Стороны, таможенный орган которой осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, допускается применение сертификата либо иного документа, подтверждающего принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, форма и порядок использования которого установлены законодательством этой Стороны.
В соответствии со ст. 6 указанного Соглашения в месте доставки перевозчик представляет таможенному органу назначения вместе с транзитной декларацией и иными имеющимися у него документами третий экземпляр сертификата для его погашения. Погашение сертификата осуществляется в случаях:
- надлежащего завершения таможенной процедуры таможенного транзита;
- неиспользования сертификата, в том числе с истечением срока действия сертификата, при наличии информации таможенного органа отправления о том, что сертификат не использовался;
- взыскания (уплаты) не уплаченных в установленные сроки сумм таможенных пошлин, налогов.
О погашении сертификата таможенный орган назначения информирует таможенный орган отправления.
6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает закрытый перечень случаев для осуществления возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно:
- если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств;
- в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.
Как правило, в случаях возврата (зачета) обеспечения уплаты пошлин, налогов является необходимым заявление плательщика с приложением соответствующих документов, подтверждающих оплату пошлины, налогов, либо изложением обстоятельств, свидетельствующих о том, что обеспеченное обязательство не возникло.