Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 81
1. В качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
2. Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления следующие сведения:
1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
2) о стране отправления (стране назначения) товаров;
3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;
4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;
5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
6) об общем количестве грузовых мест;
7) о пункте назначения товаров;
8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
9) о планируемом сроке перевозки товаров (статья 82);
10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (пункт 3 статьи 86).
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, а также исходя из вида транспорта.
4. Если документы, представленные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не содержат всех сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, эти сведения представляются дополнительно путем внесения недостающих сведений в письменной форме в транзитную декларацию. Форма транзитной декларации и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
5. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика или экспедитора предоставления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
6. О принятии в качестве транзитной декларации документов, представленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должностным лицом таможенного органа делается отметка на таких документах по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
7. Транзитная декларация может быть представлена в форме электронного документа. Порядок представления транзитной декларации в форме электронного документа и порядок ее использования при внутреннем таможенном транзите определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом.
8. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в качестве транзитной декларации используются документы, оформленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 80 Разрешение на внутренний таможенный транзит | Статья 82 Сроки внутреннего таможенного транзита |
1. Положения комментируемой статьи призваны детализировать ряд процессуальных аспектов возникновения и прекращения обязанности по уплате налогов и таможенных пошлин. Немаловажное значение в определении указанных аспектов имеет установление момента возникновения и прекращения соответствующей обязанности. Положения ч. 1 комментируемой статьи 81 ТК ТС ЕврАзЭС определяют указанные положения, одновременно детализируя объективную сторону административного правонарушения, порождающего обязанность по уплате обязательных платежей. Объективную сторону правонарушения, выражающегося в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, составляют активные действия правонарушителя, причем оно охватывает собой как ввоз, так и вывоз товаров.
Таким образом, основным признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения является факт несоблюдения требований, установленных комментируемым Кодексом и иными нормативными актами для пересечения таможенной границы. Нарушение таможенных правил без пересечения таможенной границы по смыслу закона не может порождать обязанность по уплате обязательных платежей. Одновременно объективная сторона указанного правонарушения позволяет разграничить обязанности. Одну категорию составляет обязанность по уплате ввозных пошлин, т.е. нарушение допускается при перемещении товаров на таможенную территорию. Вторую категорию обязанностей определяют нарушения, допущенные при перемещении товаров с территории Таможенного союза на территорию третьих стран. Порядок уплаты пошлин и налогов определяется иными предписаниями комментируемого Кодекса.
2. Немаловажным элементом состава правонарушения является и субъект, т.е. лицо, его совершившее. По общему правилу применение мер ответственности осуществляется в отношении всех лиц, участвовавших в совершении правонарушения, пропорционально их вине и участию в реализации объективной стороны правонарушения. Нарушение правил перемещения товаров через таможенную границу не является исключением из общего правила. Обязанность по уплате таможенной пошлины и налогов в данном случае можно рассматривать в качестве санкции за нарушение установленных Таможенным союзом норм.
В этой связи такая обязанность возникает у всех лиц, незаконно перемещавших товары. Следует особо отметить, что, как и внутреннее законодательство государств - участников Таможенного союза, комментируемый Кодекс не допускает двойственности мер ответственности, в этой связи уплата обязательных платежей производится нарушителями солидарно, т.е. совместно. Соучастниками данного правонарушения признаются как лица, непосредственно нарушившие правила перемещения товаров через таможенную границу, так и лица, участвовавшие в таком перемещении, а также лица, которые приобрели такие товары при условии осведомленности указанных субъектов о допущенном нарушении. В большинстве случаев определяющим принципом любого вида ответственности является принцип "незнание не освобождает от ответственности", но в силу предписаний ч. 2 комментируемой статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза незнание субъекта о нарушении правил перемещения товаров может рассматриваться как основание освобождения его от ответственности. Полный перечень основания для освобождения от ответственности лиц при нарушении правил перемещения товаров регламентируется специальной правовой нормой комментируемого Кодекса, к которой отсылают положения ч. 3 комментируемой статьи, а именно ч. 2 ст. 80 ТК ТС.
3. Регламентируя состав правонарушения, нормы комментируемой статьи одновременно определяют и порядок реализации мер ответственности, т.е. уплаты таможенной пошлины и налогов. Определение сроков исполнения обязанности по уплате обязательных платежей является вариативным и определяется в соответствии с моментом выявления факта допущенного правонарушения. По общему правилу сроком уплаты пошлины признается день перемещения товаров через границу с допущенным нарушением или при невозможности его установления - день выявления правонарушения. В качестве срока уплаты пошлины может быть признан и день регистрации таможенной декларации, что также позволяет выявить допущенные при перемещении товаров нарушения. Положения ч. 4 комментируемой статьи 81 являются императивными и не позволяют таможенным органам самостоятельно определять сроки исполнения обязанностей по уплате пошлины. Каждый из предусмотренных Кодексом сроков обусловлен рядом объективных обстоятельств, получивших нормативное закрепление. Наряду с определением сроков уплаты госпошлины, Кодекс регламентирует и ее размеры, что также способствует обеспечению законности и обоснованности деятельности таможенных органов при принятии ими решения о привлечении субъекта к административной ответственности.
4. Применение мер ответственности за совершение любого правонарушения должно быть не только законным и обоснованным, но и должно учитывать все обстоятельства совершения противоправного проступка. Действующее законодательство, в том числе и комментируемый Кодекс, не допускает возможности освобождения виновных лиц от ответственности в случае невозможности исчисления сумм таможенной пошлины и налогов, подлежащих уплате.
Отсутствие у уполномоченного таможенного органа необходимых для исчисления обязательных платежей сведений о незаконно перемещенных товарах не только не может рассматриваться в качестве основания, исключающего ответственность, но и рассматривается Кодексом в качестве отягчающего обстоятельства, поскольку императивно сумма таможенной пошлины и налогов исчисляется исходя из максимальных ставок указанных платежей с учетом количества незаконно перемещенных товаров. В качестве дополнительного стимула соблюдения требований действующего законодательства Таможенного союза положения ч. 6 комментируемой ст. 81 ТК ТС предусматривает возможность перерасчета сумм обязательных платежей, исчисленных уполномоченным органом при отсутствии сведений. Такой перерасчет допускается в случае представления нарушителем достоверных сведений о перемещенных им с нарушением товаров. Суммы излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов подлежат возврату, не уплаченные или недоплаченные - взысканию.