Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 80


Статья 80 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Разрешение на внутренний таможенный транзит (действующая редакция)

1. Внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).

2. Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается:

перевозчику;

экспедитору, если он является российским лицом;

лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

3. Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при соблюдении следующих условий:

1) если ввоз товаров в Российскую Федерацию не запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия;

3) если в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий;

4) если в отношении товаров представлена транзитная декларация (статья 81);

5) если обеспечена идентификация товаров (статья 83);

6) если транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями (статья 84);

7) если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (статья 86).

4. Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (статья 82) и определяет место доставки товаров (статья 85).

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе принимать решения о недопущении к внутреннему таможенному транзиту перевозчика или экспедитора, неоднократно не выполнивших обязательств по перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом, что установлено вступившими в силу постановлениями о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено, либо таким перевозчиком или экспедитором не выполнена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса. Указанное решение подлежит отмене в течение пяти дней после уплаты административного штрафа, а также таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса, о чем перевозчик или экспедитор, в отношении которых принято такое решение, уведомляется в письменной форме в пределах указанного срока.

6. При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены настоящей главой для экспедитора, с учетом положений пункта 5 статьи 92 настоящего Кодекса.

7. Если разрешение на внутренний таможенный транзит не может быть выдано из-за несоблюдения условий, установленных подпунктами 1 - 3 пункта 3 настоящей статьи, таможенный орган вправе разрешить перевозку товаров на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, при условии таможенного сопровождения транспортных средств, на которых перевозятся товары.

Примечания. 1. Для целей применения настоящей главы под транспортным средством понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации.

2. Для целей применения настоящей главы под экспедитором понимается лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 79
Внутренний таможенный транзит
Статья 81
Транзитная декларация

Комментарий к ст. 80 ТКТС РФ

1. Положения комментируемой статьи 80 призваны определить перечень случаев возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов. Перечни случаев, в которых такая обязанность возникает и прекращается, носят закрытый характер, что позволяет говорить об отсутствии в иных случаях, а также в отношении иных категорий товаров обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов.

Следует заметить, что при формировании двух взаимоисключающих перечней участники Таможенного союза определяют их различными способами. Перечень основания возникновения рассматриваемой обязанности носит отсылочный характер, и положения комментируемой статьи 80 ТК ТС ЕврАзЭС отражают лишь перечень иных норм комментируемого Кодекса, определяющих порядок реализации обязанности по уплате обязательных платежей. Таким образом, положения ч. 1 комментируемой статьи следует рассматривать в качестве общих норм, которые могут быть реализованы лишь в совокупности со специальными предписаниями, перечень которых регламентирован данной нормой.

В отличие от перечня оснований возникновения обязанности, комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень случаев, когда указанная обязанность прекращается. Следует обратить внимание, что основным способом прекращения рассматриваемой обязанности выступает уплата пошлин или налогов либо их взыскание, т.е. добровольное или принудительное исполнение нормативно установленной обязанности декларанта. В то же время анализ перечня оснований свидетельствует о том, что он объединяет в своей структуре как события (обстоятельства, не зависящие от воли человека), например, гибель товаров, так и действия (обстоятельства, наступающие по воле субъекта), например, помещение товаров под процедуру выпуска товаров для внутреннего потребления и т.п. Следует заметить, что прекращение обязанности по уплате обязательных платежей не освобождает уполномоченного субъекта от представления таможенной декларации за прошедший период, в том числе и тот, в котором возникли обстоятельства, в силу которых обязанности данного субъекта по уплате таможенной пошлины и налогов прекратились.

2. Прекращение обязанности по уплате обязательных платежей допускается лишь в тех случаях, когда в силу действия определенных обстоятельств у лица такая обязанность возникла. Однако, наряду с основаниями возникновения и прекращения данной обязанности, комментируемый Кодекс регламентирует и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов.

По сравнению с иными перечнями, предусмотренными комментируемой ст. 80 ТК ТС, оснований освобождения от обязательных платежей гораздо меньше и все они логически вытекают из предписаний комментируемого Кодекса и международных договоров государств - участников Союза. Все предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи основания обусловлены особенностями перемещения товаров через таможенную границу, в частности, к числу таких оснований относится отсутствие нормативного предписания, устанавливающего обязанность уплаты пошлины и налогов, а также перемещение товаров личного пользования, причем в отношении отдельных категорий товаров устанавливается лимит беспошлинного провоза, например, товары, стоимость которых не превышает двести евро и т.п. Особое место в системе оснований освобождения от указанных платежей занимают предписания нормативных актов стран - участниц Таможенного союза: указанное правило распространяется на отдельные виды товаров, освобожденные от пошлин на территории любого из государств, входящих в состав Союза. Однако следует заметить, что, если конкретная операция по перемещению товаров через таможенную границу не подпадает под действие ч. 3 комментируемой статьи, это ни в коей мере не означает возникновение у субъекта обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов - такая обязанность возникает только в силу предписаний ч. 1 комментируемой статьи.

3. Особое место в системе предписаний комментируемой статьи занимает ч. 4, устанавливающая специальный порядок возникновения обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов. Комментируемая норма призвана определить исключение из общего правила - частный случай возникновения и прекращения обязанности по уплате обязательных платежей. Единственным основанием возникновения и прекращения данной обязанности является юридический акт - международный договор, который может в полной мере определить возможность применения общих положений комментируемой статьи 80 Таможенного кодекса, а также предусмотреть специальные правила в отношении отдельных случаев перемещения товаров через таможенную границу.

Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов регламентируется исключительно международным договором в отношении товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада, а также в отношении специальных таможенных процедур, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. Таким образом, наличие специального порядка возникновения и прекращения обязанности в указанных случаях применение общих правил не допускает. Тем не менее, подобные предписания Кодекса не являются обязанностью государств - участников Союза, они вправе определить указанные положения в рамках международных договоров. Отсутствие специальных договорных правил свидетельствует о том, что указанные процедуры остаются вне правового поля Таможенного союза.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ