Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 73
1. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) о государственной регистрации транспортного средства;
2) наименование и адрес перевозчика товаров;
3) наименование страны отправления и страны назначения товаров;
4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен;
10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
2. Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) документов на транспортное средство;
2) международной товаротранспортной накладной;
3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Статья 72 Представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации | Статья 74 Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом |
1. Часть 1 комментируемой статьи фактически определяет порядок отражения денежных средств, которые были перечислены плательщиком без указания точного назначения платежа либо распределения сумм по конкретным видам платежа. При этом такие платежи устанавливаются в отношении конкретных товаров и именно внутренним законодательством государств - членов Таможенного союза.
Данная норма применяется исключительно для вывозных таможенных пошлин, налогов (НДС и акцизов), таможенных сборов. Необходимо обратить внимание, что авансовые платежи не устанавливаются для ввозных таможенных пошлин. Определение каждого перечисленного таможенного платежа смотри в комментарии к ч. 1 ст. 70 ТК ТС ЕврАзЭС.
2. Под валютой понимают денежную единицу, являющуюся законным средством платежа на территории определенного государства в соответствии с национальным законодательством. Таким образом, часть 2 комментируемой статьи определяет, что авансовые платежи могут быть уплачены в российских рублях, в белорусских рублях, тенге. Основанием для выбора валюты уплаты является территориальный признак, т.е. на территории какого государства будут использованы денежные средства в целях уплаты таможенных сборов.
В то же время необходимо обратить внимание, что часть 2 комментируемой статьи применяется к таможенным платежам, перечень которых закреплен в ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (см. комментарий к ст. 70), при этом часть 1 комментируемой статьи не применяется для ввозных таможенных пошлин, поскольку в ней закреплен исчерпывающий перечень платежей, что фактически приводит к противоречиям и влечет вопрос о возможности уплаты авансом ввозных таможенных пошлин.
3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет режим денежных средств, уплаченных авансом. Во-первых, определено право собственности плательщика на такие денежные средства, т.е., несмотря на то, что они находятся на бюджетных счетах (в России - на счетах Федерального казначейства РФ), распорядиться ими таможенные органы по своему усмотрению не могут, и право собственности прекратится только при условии, если плательщик даст распоряжение о зачислении их в качестве конкретного платежа. Утрата права собственности возможна в случае обращения взыскания на такой авансовый платеж, т.е. должно быть вынесено соответствующее судебное решение. Во-вторых, авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве обеспечения исполнения обязательств плательщика.
Часть 3 комментируемой статьи также определяет форму распоряжения плательщика: таможенная декларация, заявления.
Понятие "таможенной декларации" определено в ч. 24 ч. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса.
Заявление может быть подано на следующие действия:
- возврат авансовых платежей;
- совершения иных действий.
Исходя из буквального толкования, под иными действиями законодатель понимает действия по намерению использовать денежные средства в качестве таможенных платежей (перечень определен ст. 70 комментируемого Кодекса) либо обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Таким образом, плательщик не может использовать такие денежные средства для обеспечения уплаты таможенных сборов, но при этом может заявлять о намерении использовать их в качестве таковых платежей.
Так, например, в деле N А51-2733/2011 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа Постановлением от 08.09.2011 отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя об оспаривании ненормативного акта таможенного органа об отказе в выпуске товара по причине отсутствия распоряжения истцом авансовыми платежами, что повлекло невнесение обеспечения уплаты таможенных платежей.
4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет обязанность таможенных органов отчитываться перед плательщиком по использованию авансовых платежей.
Комментируемый Кодекс определяет только письменную форму отчета. Бланк формы отчета утвержден Приказом ФТС РФ от 23.12.2010 N 2554 "Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей". Порядок и сроки предусмотрены в национальном законодательстве. Так согласно ст. 121 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенные органы обязаны предоставить отчет не позднее 30 дней с даты получения письменного заявления от лица, сделавшего авансовый платеж. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенные органы несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за неправомерные действия (бездействия), принятые решения. В случае неправомерного использования авансового платежа вред, причиненный таким образом лицам, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отчетный период ограничен сроком возврата авансовых платежей и определяется в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ такой период составляет три года со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, а если такого распоряжения об использовании авансовых платежей не производилось, то срок исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства РФ.
5. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что процедура возврата авансовых платежей устанавливается исключительно в ст. 90 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ст. 90).
В случае если от плательщика не поступило распоряжения об использовании денежных средств либо заявления о возврате или о совершении иных действий, то такие суммы рассматриваются законодательством как невостребованные и процедура их распоряжения определяется национальным законодательством в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Возникает вопрос о сроке, в течение которого денежные средства будут рассматриваться как авансовые платежи, принадлежащие плательщику. В соответствии с ч. 2 ст. 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ в случае, если в течение трех лет с даты последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, а если такого распоряжения не производилось, то со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства РФ, лицо не заявит о возврате денежных средств либо об их использовании, то невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Подобное положение действующего законодательства вызывает ряд споров, поскольку фактически указанная норма предусматривает возможность лишения лица права собственности на принадлежащее ему имущество.
6. Часть 6 комментируемой статьи является отсылочной нормой, согласно которой форма уплаты определяется национальным законодательством. В соответствии со ст. 116 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенные платежи уплачиваются юридическими лицами в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства, также возможно осуществление платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, может осуществляться централизованно в соответствии с заключенным с таможенным органом специальным соглашением, независимо от места нахождения таможенного органа, где будет подана декларация. Уплата физическими лицами таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.