Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 72
1. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечни сведений, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.
Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.
Если документы, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
2. Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.
3. Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом и в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.
5. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.
Статья 71 Предварительное уведомление таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации | Статья 73 Документы и сведения, представляемые при международной перевозке автомобильным транспортом |
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет легальное определение таможенного сбора. Основанием для уплаты таможенного сбора являются определенные действия со стороны таможенных органов (определение таможенных органов см. в п. 30 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС).
Согласно определению, комплекс действия выполняется при выпуске товаров с таможенной территории (п. 5 ч. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса), при таможенном сопровождении (п. 2 ч. 1 ст. 217 ТК ТС ЕврАзЭС). Перечень действий является открытым, соответственно, таможенные сборы могут взиматься и за любые иные действия в случае установления таких в нормативно-правовых актах. Необходимо обратить внимание, что перечень таких действий может быть определен и Таможенным кодексом Таможенного союза, и нормативными актами государств-членов.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таможенные сборы взимаются также таможенными органами за действия, связанные с хранением товаров.
2. Часть 2 комментируемой статьи является отсылочной нормой, т.е. виды сборов и ставки закреплены только в национальном законодательстве. Для Российской Федерации глава 14 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ определяет плательщиков таможенных сборов, порядок их исчисления и сроки уплаты, порядок и формы уплаты, ставки. Ставки таможенных сборов также установлены в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции". Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает максимальное ограничение размера таможенных сборов. Таким образом, при определении в национальном законодательстве ставок таможенных сборов государствам-членам необходимо учитывать закрепленное ограничение.
Комментируемый Кодекс ограничивает их размер примерной стоимостью затрат за совершение действий, в связи с чем возникает вопрос о расчете такой стоимости. С другой стороны, это позволяет оспаривать размер таких таможенных сборов.
В части 2 ст. 130 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ установлено, что размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100000 рублей. При этом какие-либо нормативные акты, устанавливающие механизм расчета стоимости услуг таможенных органов, отсутствуют. Необходимо обратить внимание, что фактически в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" таможенные сборы определяются в зависимости от таможенной стоимости товара, что не совсем правильно и фактически противоречит комментируемой части статьи.
Существование пробела в части правового регулирования определения примерной стоимости услуг может повлечь возникновение споров между плательщиками таможенных сборов и таможенными органами, т.е. фактически все будет зависеть от мнения судьи и представления доказательств своих доводов сторонами.
4. Часть 4 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, т.е. правоотношения, закрепленные в ней, регулируются иными статьями Таможенного кодекса Таможенного союза и нормативными актами государств-членов.
Плательщиками таможенных сборов являются лица, определенные в ст. ст. 114, 124 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Срок уплаты определен в ст. 127 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Порядок исчисления и уплаты определен в ст. ст. 124, 128 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Порядок возврата (зачета) и взыскания определен в ст. ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.
Случаи, когда таможенные сборы не взимаются, определены в ст. 131 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, ст. ст. 42 и 43 Закона от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", а также могут быть установлены постановлениями Правительства РФ, в частности было принято Постановление Правительства РФ от 11.12.2013 N 1145 "Об освобождении от взимания таможенных сборов за таможенные операции в отношении морских пассажирских судов, временно ввозимых в Российскую Федерацию с целью использования в качестве плавучих гостиниц в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и вывозимых обратно".