Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 70
1. Если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
2. Расходы, возникшие у перевозчиков или у иных лиц в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.
Статья 69 Место и время прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации | Статья 71 Предварительное уведомление таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации |
1. При перемещении товаров через таможенную границу как при ввозе, так и при вывозе подлежат уплате обязательные таможенные платежи. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет закрытый перечень платежей, которые относятся к таможенным платежам, тем самым устанавливая, что иных платежей применяться не может в границах Таможенного союза в связи с пересечением таможенной территории. При этом вопрос определения самого термина "таможенный платеж" не нашел своего закрепления ни в Таможенном кодексе Таможенного союза, ни в иных нормативных актах. При этом необходимо отметить, что данный термин встречается в ряде нормативных актов Российской Федерации: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.
По своей природе все указанные платежи обладают обязательным характером взимания и связаны прямо либо косвенно с перемещением через таможенную границу Таможенного союза.
Исходя из положений части 1 комментируемой статьи, можно сделать вывод, что при ввозе на территорию Таможенного союза подлежат уплате следующие платежи: ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз (акцизы), таможенные сборы. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза подлежат уплате: вывозная таможенная пошлина, таможенные сборы.
Таможенные платежи уплачиваются в связи с перемещением через таможенную границу товаров. Значение термина "товар", применяемое в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, закреплено в ст. 4 комментируемого нормативного акта (см. комментарий к ч. 35 ст. 4). Перемещение может выражаться ввозом на таможенную территорию либо вывозом с таможенной территории. Указанные термины определены в ч. ч. 3 и 4 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС соответственно (см. комментарий к ст. 4 комментируемого Кодекса).
Легальное определение общего термина "таможенная пошлина" закреплено в ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС (см. комментарий к ч. 5 ст. 4 комментируемого Кодекса). При этом в ст. 2 Соглашения от 20.05.2010 "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" под ввозной таможенной пошлиной понимают обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Таможенного союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Легальное определение термина "вывозная таможенная пошлина" отсутствует в законодательстве РФ, а также в нормативных актах Таможенного союза, то есть действующее законодательство содержит исключительно положения о порядке расчета и уплаты. При этом по аналогии с ввозной таможенной пошлиной можно дать следующее определение: вывозная таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Таможенного союза в связи с вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Использование ввозных и вывозных таможенных пошлин является таможенно-тарифным регулированием, применяемым государством для регулирования внешней торговли в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, и акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, являются косвенными налогами. Соответственно, порядок их уплаты и исчисления определен комментируемым Кодексом, названным Соглашением, внутренним налоговым законодательством каждой страны, являющейся членом Таможенного союза, для Российской Федерации - Налоговым кодексом РФ.
Термин "таможенные сборы" рассматривается в ст. 72 Таможенного кодекса Таможенного союза (см. комментарий к ст. 72).
2. Часть 2 комментируемой статьи применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с ввозом товаров. Данная норма является диспозитивной, т.е. субъекту внешнеторговой деятельности для того, чтобы определить наличие обязанности уплачивать специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, необходимо обратиться вначале к международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза: между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, а также к внутреннему законодательству каждого государства.
Нужно обратить внимание, что указанные в ч. 2 комментируемой статьи пошлины не относятся к таможенным платежам, что связано прежде всего с целью их введения. Необходимость их введения возникает в тех случаях, "если импорт товаров наносит существенный (материальный, серьезный) ущерб или создает угрозу причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики и только после проведенного расследования" <1>.
--------------------------------
<1> Денисова А.Ю. Правовые основы применения антидемпинговых пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: особенности их применения в переходный период // Таможенное дело. 2013. N 2.
Рассмотрим, что понимается под каждой из таких пошлин и каким образом устанавливается порядок их уплаты. В соответствии со ст. 2 Соглашения от 25.01.2008 о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам под антидемпинговой пошлиной понимается пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств - Сторон вышеуказанного Соглашения (далее - государства Сторон) независимо от ввозной таможенной пошлины.
В статье 2 этого же Соглашения компенсационная пошлина определена как пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины; а специальная пошлина определена как пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины.
Указанные в 3 части комментируемой статьи виды пошлин не являются элементом таможенно-тарифного регулирования. Если анализировать положения Соглашения от 25.01.2008 о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, то в нем не установлено непосредственно, что специальные, антидемпинговые и компенсационные меры относятся к нетарифному регулированию, поскольку перечень мер нетарифного регулирования дан исчерпывающий. При этом в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ названные меры относятся к нетарифному регулированию. Такое соотношение норм говорит о наличии противоречия нормативных актов либо о наличии пробела в Соглашении, подписанном в рамках Таможенного союза, который необходимо устранить во избежание неоднозначного толкования в рамках национального законодательства государств - членов Таможенного союза.
Установление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин производится в соответствии с принятыми решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии. Решение о введении указанных пошлин выносится после проведения расследования. Производители в государствах - членах Таможенного союза вправе подготовить заявления:
- о применении специальной защитной меры в отношении возросшего импорта товара, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза и наносящего серьезный ущерб отрасли экономики государств - членов Таможенного союза, в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке заявления о применении специальной защитной меры, разработанными Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии;
- о применении компенсационной меры в отношении субсидируемого импорта товара, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза и наносящего материальный ущерб/создающего угрозу причинения материального ущерба/замедляющего создание отрасли экономики государств - членов Таможенного союза, в соответствии с Методическими рекомендациями о подготовке заявления о применении компенсационной меры, разработанными Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.
Например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 65, согласно которому установлена антидемпинговая пошлина в отношении ввозимых на единую таможенную территорию холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики; решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 N 113, согласно которому была установлена антидемпинговая пошлина на некоторые легкие коммерческие автомобили.
На практике возникают споры о правильности применения таможенными органами специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Субъекты предпринимательской деятельности оспаривают обоснованность их применения. Так, например, в деле N А40-23894/12-149-222 Арбитражный суд Москвы решением от 13.06.2012 удовлетворил заявление ООО "Метинвест Евразия" о признании недействительным требования Федеральной таможенной службы, Брянской таможни об уплате антидемпинговой пошлины, а также обязании вернуть денежные средства. В деле N А44-797/2011 Арбитражный суд Новгородской области решением от 01.07.2011 признал обоснованным требование таможенного органа о необходимости уплаты антидемпинговой пошлины.
В случае уклонения от уплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин действующее законодательство предусматривает применение мер административной ответственности. Порядок их применения определен решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19.11.2010 N 59, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет ограничения применения раздела Таможенные платежи в случае, если субъекты перемещают через таможенную границу Таможенного союза товары, предназначенные для личного пользования. Термин "товары для личного пользования" определен в ч. 36 ч. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ст. 4).
В этом случае будут применяться положения главы 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования" комментируемого Кодекса.
Страны - члены Таможенного союза вправе принимать иные международные договоры для регулирования правоотношений по перемещению товаров для личного пользования. Таким образом, установлены отдельные особенности в Соглашении от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".