Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 69


Статья 69 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Место и время прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (действующая редакция)

1. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407). В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров.

2. После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

3. Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

4. Положения настоящей статьи не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории Российской Федерации.

Статья 68
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц
Статья 70
Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах

Комментарий к ст. 69 ТКТС РФ

1. В первой части комментируемой статьи приведены случаи, при которых таможенные органы принимают решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости ввозимых товаров.

К таким случаям относятся:

1) выявление таможенными органами до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными;

2) заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости должно быть обоснованным. С учетом п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 96) решение о проведении дополнительной проверки должно содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Согласно п. 11 решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:

- выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;

- установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);

- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

- наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающее основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;

- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

Указанный перечень признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, как указывает ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ N 96) не является исчерпывающим.

В частности, как разъясняет Пленум ВАС РФ в вышеуказанном Постановлении, при применении метода 1 признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Исходя из условия ч. 4 ст. 65 ТК ТС ЕврАзЭС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Если указанное условие декларантом (таможенным представителем) при заявлении таможенной стоимости не выполнено или выполнено ненадлежащим образом, то таможенным органом также принимается решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости на основании п. 1 комментируемой статьи.

Перечень документов, который должен быть предоставлен декларантом (таможенным представителем) таможенному органу в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости, приведен в приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.

Наиболее распространенной формой внешнеторговых сделок являются договоры международной купли-продажи товаров, таможенная стоимость которых определяется по методу 1.

При определении таможенной стоимости товаров по методу 1 декларант (таможенный представитель) в подтверждение заявленной таможенной стоимости должен предоставить таможенному органу следующие документы:

- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;

- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактуру (инвойс);

- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;

- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;

- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактуру (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен), или документы (информацию) о транспортных тарифах, или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;

- котировки мировых бирж, в случае, если ввозится биржевой товар;

- договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

- лицензионный договор, счет-фактуру, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);

- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки).

Данный перечень является открытым. Декларант (таможенный представитель) может предоставить таможенному органу в подтверждение заявленной таможенной стоимости и иные документы.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Постановлением ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 стоимость сделки с ввозимыми товарами (метод 1) не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара, либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки оформляется по установленной форме (приложение N 2 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376) в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой передается (направляется) декларанту (таможенному представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.

При этом срок проведения дополнительной проверки составляет 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений. По истечении указанного срока таможенный орган принимает решение либо о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости, либо о ее корректировке.

До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости считается незавершенным.

Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров.

Сумма обеспечения рассчитывается таможенным органом в соответствии с ч. 2 ст. 88 ТК ТС ЕврАзЭС.

Для ее расчета может быть, в частности, использована:

- информация о стоимости товаров, относящихся к одной группе или ряду товаров, включая идентичные и однородные товары, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности (товары того же класса или вида), имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов);

- таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

- таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Уплата таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам дополнительной проверки таможенной стоимости, может быть обеспечена в следующих формах (п. 1 ст. 86 ТК ТС ЕврАзЭС):

- денежными средствами (деньгами);

- банковской гарантией;

- поручительством;

- залогом имущества.

При этом право выбора конкретной формы обеспечения представлено плательщику таможенных платежей (п. 2 ст. 86 ТК ТС ЕврАзЭС).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи само по себе решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости не может являться основанием для отказа в выпуске товара в установленные ст. 196 ТК ТС ЕврАзЭС сроки. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом.

В рамках проведения дополнительной проверки (ч. 3 комментируемой статьи) таможенной стоимости таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, касающиеся заявленной таможенной стоимости. В свою очередь у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.

Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96).

Срок предоставления запрашиваемых документов должен быть достаточным для их сбора, но не может превышать срока временного хранения товаров (четыре месяца), установленного ст. 170 ТК ТС ЕврАзЭС.

Перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.

3. Согласно ч. 4 комментируемой статьи, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устранили оснований для принятия решения о проведении дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Из диспозиции указанной нормы следует, что во всех случаях, когда декларантом (таможенным представителем) в рамках проведения дополнительной проверки таможенному органу не представлены запрошенные дополнительные документы либо декларантом не представлены объяснения того, по каким причинам запрошенные документы не могут быть представлены, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости по результатам проведенной дополнительной проверки.

Кроме того, по результатам дополнительной проверки таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости, даже если декларантом (таможенным представителем) были представлены запрошенные документы, но представленные документы и сведения не устранили признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными. Либо представленные документы и сведения не подтвердили должным образом заявленные сведения о таможенной стоимости.

Так, например, одним из признаков недостоверного заявления цены сделки (метод 1) может являться значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию ТС при сопоставимых условиях (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96).

Указанный признак может быть устранен декларантом следующим образом:

- декларантом представлены дополнительные документы, подтверждающие тот факт, что оцениваемые товары не являются идентичными или однородными по отношению к товарам, принятым таможенным органом для сравнения при контроле таможенной стоимости;

- декларантом представлены дополнительные документы, подтверждающие тот факт, что оцениваемые товары ввезены на таможенную территорию Таможенного союза на иных условиях, чем товары, принятые таможенным органом для сравнения при контроле таможенной стоимости.

4. Также необходимо учитывать, что требование о документальном подтверждении таможенной стоимости, определенной по методу 1, будет выполнено, с учетом положения абз. 4 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96, в том случае, если:

- декларантом (таможенным представителем) таможенному органу будут представлены документы, подтверждающие заключение сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме;

- содержащаяся в такой сделке информация о цене соотносится с количественными характеристиками товара и присутствует информация об условиях поставки и оплаты товара;

- в представленных документах по рассматриваемой сделке имеются сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле норм, приведенных в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.

Если по результатам дополнительной проверки таможенным органом принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, то возврат (зачет) сумм обеспечения осуществляется в порядке, установленном ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, путем подачи в таможенный орган, осуществляющий администрирование денежных средств (таможня), заявления по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 (приложение N 2).


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ