Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 52
1. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:
1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) не соблюдены требования, установленные пунктами 1 и 2 статьи 50 настоящего Кодекса;
3) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
4) предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом.
2. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, - со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения.
3. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Статья 51 Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица | Статья 53 Отзыв жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица |
1. При таможенном декларировании товаров они подлежат классификации по ТН ВЭД. Согласно ст. 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством требуется указание кода товаров по ТН ВЭД.
В таможенной декларации на товары код товара по ТН ВЭД указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
При выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решения по их классификации.
При принятии таможенным органом решения по классификации товаров до их выпуска такое решение доводится до сведения декларанта. Если принятое таможенным органом решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, выпуск товаров не осуществляется до уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа по классификации товаров. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в полном объеме в сроки, определенные ст. 196 комментируемого Кодекса для выпуска товара, таможенный орган отказывает в выпуске товара в соответствии с п. 1 ст. 201 комментируемого Кодекса.
Если принятое таможенным органом решение по классификации товаров влияет на применение к товарам запретов и ограничений, выпуск товаров не осуществляется до предоставления документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, за исключением случаев, когда такие документы могут быть предоставлены после выпуска товаров.
Если решение таможенного органа по классификации товаров не приводит к увеличению размера подлежащих к уплате таможенных платежей и не влияет на применение к товарам запретов и ограничений, такое решение не является основанием для отказа в выпуске товаров. В этом случае декларант (таможенный представитель) обязан осуществить корректировку заявленных сведений в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня выпуска товаров.
При обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в письменной форме уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
На период проведения дополнительной проверки выпуск товаров не осуществляется, если изменение кода товара, указанного в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда такие документы могут быть представлены после выпуска товаров. Срок проведения таможенной экспертизы при дополнительной проверке, если выпуск товаров не осуществляется до получения ее результатов, не должен превышать предельный срок выпуска товаров.
При принятии таможенным органом решения по классификации товара после выпуска товаров такое решение направляется декларанту в течение пяти рабочих дней после его принятия. Взыскание неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в установленном порядке.
Декларант вправе обжаловать решение таможенного органа по классификации товаров.
Так, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2014 по делу N А53-4423/2013 принято решение о признании незаконными решений и недействительными требований таможенных органов. По обстоятельствам дела изменение кода товара привело к начислению обществу таможенных платежей, ему выставлены требования. Заявленное требование судом удовлетворено, поскольку таможенный орган необоснованно классифицировал товар в соответствии с кодом ТН ВЭД СНГ прицепы и полуприцепы прочие, относящиеся к группе "Средства наземного транспорта и их части и принадлежности". Спорный товар подлежал классификации субпозиции прочие машины, содержащиеся в группе "Оборудование и механические устройства, их части" ТН ВЭД СНГ.
Также Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2013 по делу N А53-31721/2012 было вынесено решение о признании недействительным решения таможенного органа. Таможенный орган произвел классификацию товара на основании кода ТН ВЭД, отличного от заявленного обществом, и доначислил таможенные платежи. Судом заявленное требование было удовлетворено, поскольку общество правильно классифицировало ввезенный им на таможенную территорию Таможенного союза товар, у таможенного органа отсутствовали основания для изменения классификации.
2. Коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 комментируемого Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
Пункт 4 ст. 180 комментируемого Кодекса предусматривает, что в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются комментируемым Кодексом или решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары". Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденная указанным решением, определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
3. Значительная роль в классификации товаров по ТН ВЭД при таможенном декларировании отводится комментируемой статьей таможенным органам. К таможенным органам при этом относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительные решения по классификации товаров по ТН ВЭД в соответствии со ст. ст. 53 - 56 комментируемого Кодекса. Порядок принятия такого решения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. На сегодняшний день такой порядок определен Приказом ФТС от 18 апреля 2012 г. N 760 "Об утверждении Административного регламента ФТС и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС".
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров. Так, приложение к распоряжению ФТС от 1 марта 2012 г. N 34-р содержит Сборник решений и разъяснений по классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров. Решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
Например, в соответствии с п. 11.2 указанного распоряжения "конечности крабов, частично освобожденные от панциря (хитинового покрова), сваренные на пару или в воде и пригодные в пищу без дальнейшей очистки от панциря, классифицируются в субпозиции 1605 10 000 0 ТН ВЭД ТС".
4. Евразийская экономическая комиссия (до 02.02.2012 - Комиссия Таможенного союза) принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД на основании предложений таможенных органов.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2013 N 284 "О Порядке принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров" утвержден Порядок, который определяет правила внесения в Евразийскую экономическую комиссию предложений о классификации отдельных видов товаров по единой ТН ВЭД ТС, их рассмотрения Комиссией, согласования с таможенными органами государств - членов Таможенного союза проектов решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров по ТН ВЭД ТС, а также основания для признания утратившими силу (отмены) решений Комиссии о классификации либо для внесения в них изменений и порядок согласования с таможенными органами государств-членов проектов решений Комиссии о признании утратившими силу (отмене) решений Комиссии о классификации либо о внесении в них изменений.
Под отдельным видом товара в вышеуказанном Порядке понимается совокупность товаров, имеющих общие классификационные признаки, позволяющие отнести товары конкретных наименований, марок, моделей, артикулов, модификаций и иных подобных индивидуальных характеристик к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС.
Решения Комиссии о классификации принимаются в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ТС.
Предложения о классификации отдельных видов товаров по ТН ВЭД ТС вносятся в Комиссию следующими таможенными органами государств-членов: Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и ФТС (далее - таможенные органы).
Предложение о классификации отдельного вида товара по ТН ВЭД ТС вносится в Комиссию таможенным органом в инициативном порядке либо на основании решения Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза (далее - Объединенная коллегия), принятого в целях инициирования принятия решения Комиссии о классификации. Евразийская экономическая комиссия не рассматривает по существу обращения по вопросам классификации товаров по ТН ВЭД ТС, поступившие от органов, не указанных в вышеупомянутом Порядке, физических и юридических лиц. Прием, первоначальная обработка, учет, регистрация обращений и работа с ними осуществляются в соответствии с Правилами внутреннего документооборота в Евразийской экономической комиссии, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 марта 2013 г. N 58. Обращения и прилагаемые к ним документы и материалы передаются на рассмотрение в Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Комиссии.
Решения Евразийской экономической комиссии о классификации признаются утратившими силу (отменяются) либо в них вносятся изменения по следующим основаниям:
1) изменение ТН ВЭД ТС;
2) выявление ошибок, допущенных при принятии решения Комиссии о классификации, не влияющих на классификацию отдельного вида товара по ТН ВЭД ТС (например, опечаток, технических ошибок и т.д.);
3) получение дополнительной информации, влияющей на классификационный код отдельного вида товара по ТН ВЭД ТС, описание отдельного вида товара, применение Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанных в решении Комиссии о классификации;
4) признание Судом Евразийского экономического сообщества решения Комиссии о классификации не соответствующим международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.