Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 46
1. Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.
2. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.
3. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц устанавливаются настоящей главой и применяются в случае обжалования любых решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.
Статья 45 Право на обжалование | Статья 47 Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица |
Комментируя указанную статью, следует отметить, что заложенные в ней правовые нормы корреспондируют со ст. ст. 123 и 124 ТК ТС ЕврАзЭС. Так, ч. 2 ст. 123 установлено, что обмен информацией между таможенными органами государств - членов ТС включен в состав мероприятий, составляющих взаимную административную помощь. Таким образом, ст. 46 ТК ТС ЕврАзЭС раскрывает порядок ее оказания в части обмена информацией - в соответствии с международными договорами государств - членов ТС. В то же время это положение также закреплено в ч. 2 ст. 124 ТК ТС ЕврАзЭС, устанавливающей, что обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий. С точки зрения юридической техники, такое дублирование в ТК ТС ЕврАзЭС норм права одинакового содержания представляется не вполне обоснованным.
Кроме того, на основании ч. 5 ст. 43 именно в целях обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории ТС, предусматривающего в том числе и обмен информацией, создаются интеграционные информационные системы и информационные технологии.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 60 на уровне глав правительств утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС, задачами которой являются:
- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли ТС;
- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории ТС;
- создание общих для государств - членов ТС интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов; Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
- организация информационного взаимодействия органов государств - членов ТС для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории ТС;
- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ТС;
- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов ТС в области внешней и взаимной торговли.
21 мая 2010 года на уровне правительств государств - членов ТС было заключено Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов ТС, на основании которого обмен информацией между таможенными органами государств - членов ТС с использованием информационных технологий и систем, создаваемых в рамках ТС, осуществляется на уровне центральных таможенных органов (от Республики Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, от Республики Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, от РФ - ФТС России).
В Соглашении также указано, что для информационного обмена с использованием информационных технологий и систем таможенными органами государств - членов ТС разрабатываются Технические условия и (или) Технологии информационного взаимодействия. Технические условия должны определять структуру и форматы информации, а также требования к средствам вычислительной техники, программным средствам, средствам телекоммуникаций, связи и средствам защиты информации и иные технические требования, необходимые для организации информационного обмена.
Также ст. 46 комментируемого Кодекса предусматривает участие таможенных органов в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями. Установлено, что порядок и условия данного информационного обмена определяются национальным законодательством.
Следует отметить, что до 08.08.2006 действовал Федеральный закон N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", но он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
В настоящее время ни в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, ни в Федеральном законе от 27.07.2008 N 149-ФЗ содержание и порядок международного информационного обмена не раскрывается. Эти вопросы пока урегулированы на уровне подзаконных актов, в частности, Указом Президента РФ от 17.03.2008 N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена".