Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 45


Статья 45 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Право на обжалование (действующая редакция)

1. Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

2. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

Статья 44
Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного решения
Статья 46
Порядок обжалования

Комментарий к ст. 45 ТКТС РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи определено, что защите подлежат:

- непосредственно информация;

- права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Порядок защиты устанавливается национальным законодательством. Так, Федеральным законом от 27.07.2008 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определены положения, касающиеся общих основ информационной защиты. В частности, ч. 1 ст. 16 Закона установлено, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

3) реализацию права на доступ к информации.

Частью 5 ст. 16 указанного Закона установлено, что требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

В настоящее время действуют совместный Приказ ФСБ России N 416 и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю N 489 от 31.08.2010 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования". В соответствии с п. 6 утвержденных Требований защита информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, достигается путем исключения неправомерных действий в отношении указанной информации.

Что касается защиты прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, то в качестве таковых ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2008 N 149-ФЗ называет обладателей информации (в частности таможенные органы) и оператора информационной системы, на которых возлагаются обязанности обеспечить:

- предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

- своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

- предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

- недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

- возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

- постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2008 N 149-ФЗ обладатель информации вправе:

- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

В Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ защите информации таможенными органами посвящена ст. 101. Согласно ч. 1 указанной статьи создание программно-технических и иных средств защиты информации осуществляется по заказу таможенных органов в соответствии с законодательством РФ. Порядок использования программно-технических и иных средств защиты информации устанавливается ФТС России. Так, Приказом ФТС России от 25.10.2011 N 2187 утверждено Положение об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации. Данное Положение регулирует порядок получения и использования участниками ВЭД квалифицированной электронной подписи, которая признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и позволяет передавать информацию в электронной форме в процессе осуществления информационного обмена.

Следует отметить, что введение квалифицированной электронной подписи является способом реализации стандарта 7.4 Киотской конвенции, на основании которого национальное законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе.

В силу ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ контроль за соблюдением требований к использованию средств защиты информации осуществляют как ФТС России, так и иные федеральные органы исполнительной власти (например, ФСБ РФ и др.).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что защита информации имеет несколько уровней, каждый из которых должен соответствовать категории информации.

На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2008 N 149-ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Кроме того, в силу п. 5 Приказа ФСБ России N 416 и Приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю N 489 от 31.08.2010 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования" информационные системы общего пользования в зависимости от значимости содержащейся в них информации и требований к ее защите разделяются на два класса.

К I классу относятся информационные системы общего пользования Правительства РФ и иные информационные системы общего пользования в случае, если нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в них, может привести к возникновению угроз безопасности РФ. Отнесение информационных систем общего пользования к I классу проводится по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть ФТС России. Ко II классу относятся информационные системы общего пользования, не указанные выше.

Частью 2 комментируемой статьи также установлено, что таможенные органы, в ведении которых находятся информационные ресурсы, должны обеспечивать соответствие уровня защиты информации определенной категории. Ввиду наличия такой обязанности ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ за таможенными органами было закреплено право по заказу на создание программно-технических средств защиты информации.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ