Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 342


Статья 342 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Банковская гарантия (действующая редакция)

1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее в настоящей главе - реестр), в порядке, определяемом этим органом.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.

3. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации, а также настоящего Кодекса.

4. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

Банку и его филиалам устанавливается одинаковая максимальная сумма одной банковской гарантии и единая максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.

Статья 341
Залог товаров и иного имущества
Статья 343
Порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр

Комментарий к ст. 342 ТКТС РФ

1. Комментируемая статья регламентирует временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки. По общему правилу временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов в следующих случаях:

- если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом; Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

- если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию Таможенного союза и используется иностранным лицом.

Стоит отметить, что в случае, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена Таможенного союза, уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами необходима уплата таможенных пошлин, налогов.

В рамках рассмотрения комментируемой статьи интересно Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 1050-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы компании "Team Niinivirta AY" на нарушение конституционных прав и свобод положениями ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 91 и ч. 1 ст. 342 ТК ТС ЕврАзЭС.

Жалоба основывалась на том, что обязанность декларанта вносить таможенные платежи не прекращается в случае, когда указанный транспорт не вывезен из России по причине его хищения. КС РФ отклонил такие доводы, на которых основана жалоба, и разъяснил следующее. Во-первых, оспариваемые нормы ТК ТС ЕврАзЭС аналогичны ранее действовавшим положениям ТК РФ (согласно которым обязанность декларанта вносить таможенные платежи не прекращается в случае, когда указанный транспорт не вывезен из России по причине его хищения). Во-вторых, относительно рассматриваемых положений КС РФ ранее было указано, что хищение транспорта (в отличие от повреждения) вообще исключает возможность его вывоза из России. Следовательно, обязанность заплатить пошлину и пени приобретает вид имущественной ответственности, основанием которой служит факт истечения срока, установленного для временного ввоза, из-за отсутствия у потерпевшего возможности вывезти похищенный у него транспорт. В свою очередь, ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без наличия вины. Следовательно, нормы не могут толковаться как не позволяющие освобождать декларанта от обязанности заплатить пошлину в случае, когда похищенный транспорт не вывезен в срок. Как подчеркнул КС РФ, такая правовая позиция не утратила свою силу.

В то же время необходимо учитывать, что комментируемый Кодекс является международным договором и право толкования норм договоров стран ЕврАзЭС принадлежит исключительно суду этого союза. В свою очередь, национальные суды имеют возможность обратиться в данный суд с официальным запросом. Отметим, что высшие суды Беларуси и Казахстана уже воспользовались данной возможностью.

2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает статус транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, а именно статус иностранных товаров. В связи с этим, существуют определенные ограничения по использованию данных транспортных средств и распоряжению ими (см. комментарий к части второй статьи 344 комментируемого Кодекса). Часть третья комментируемой статьи посвящена завершению временного ввоза транспортных средств международной перевозки. Отмечается, что временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается следующим образом:

- вывоз транспортных средств международной перевозки с таможенной территории Таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 комментируемого Кодекса (вывоз может осуществляться через любой таможенный орган), или

- помещение под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Учитывая положения ст. ст. 343 и 219 комментируемого Кодекса, завершение временного ввоза транспортных средств международной перевозки вывозом данных средств должно производиться в течение предельного срока таможенного транзита, который не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц (см. комментарий к ст. 219 комментируемого Кодекса). В свою очередь, часть четвертая комментируемой статьи уточняет место завершения временного ввоза транспортных средств международной перевозки, указывая на то, что вывоз транспортных средств международной перевозки может осуществляться через любой таможенный орган.

Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2013 по делу N А56-986/2012 отказано в удовлетворении требования о признании недействительным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей. Согласно обстоятельствам дела компания в нарушение требований таможенного законодательства не вывезла с территории Таможенного союза в установленный таможенным органом срок транспортное средство. В удовлетворении требования судом отказано, поскольку доказательств вывоза товара не представлено.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ