Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 197


Статья 197 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Содержание таможенного режима (действующая редакция)

1. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

2. Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

3. При вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.

Статья 196
Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки
Статья 198
Условия помещения товаров под таможенный режим

Комментарий к ст. 197 ТКТС РФ

1. Комментируемая статья посвящена выпуску товаров до подачи таможенной декларации. Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Часть первая комментируемой статьи указывает на случаи выпуска товаров до подачи таможенной декларации и устанавливает обязательные для этого условия.

Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации в следующих случаях:

- при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 комментируемого Кодекса;

- при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 комментируемого Кодекса.

Отметим, что в каждом из вышеуказанных случаев выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации только при условии, что декларантом представлены:

- коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

- обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

- документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

При ввозе на таможенную территорию товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при следующем условии: декларант представляет коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачивает таможенные платежи или обеспечивает их уплату.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК ТС ЕврАзЭС.

В отношении товаров, указанных в ст. 178 комментируемого Кодекса, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации представляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, представленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 39 ТК ТС ЕврАзЭС, если это предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза.

Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров на таможенную территорию таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

2. Часть вторая комментируемой статьи регламентирует обязанность декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.

Так, согласно части второй комментируемой статьи при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска, а прекращается в следующих случаях:

- уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных комментируемым Кодексом (п. 1 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (п. 2 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (п. 1 ч. 3 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (п. 4 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру (п. 5 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- обращения товаров в собственность государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза (п. 6 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 7 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- при признании задолженности безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 9 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса);

- возникновения обстоятельств, с которыми комментируемый Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (п. 10 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса).

Так, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров прекращается в случаях, установленных пунктами 1 - 7, 9 и 10 ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров.

В свою очередь, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров подлежит исполнению:

- до истечения срока, указанного в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, которые действуют на день регистрации таможенной декларации;

- в последний день срока, указанного в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи (в случае если в течение срока, указанного в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров). При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, которые действуют на последний день срока, указанного в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает обязательное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при выпуске определенных товаров до подачи таможенной декларации.

Так, согласно части третьей комментируемой статьи в отношении товаров, указанных в ст. 178 комментируемого Кодекса, при их выпуске до подачи таможенной декларации представляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением следующих товаров:

- необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений;

- гуманитарной и технической помощи.

Отсюда следует, что при выпуске до подачи таможенной декларации товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также гуманитарной и технической помощи, обязательное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

4. Часть четвертая комментируемой статьи устанавливает обязательное условие о сумме подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор,

Так, согласно части четвертой комментируемой статьи выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, представленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 39 комментируемого Кодекса, если это предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза.

Отметим, что исходя из ч. 1 ст. 39 комментируемого Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов уполномоченным экономическим оператором составляет сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения. В свою очередь, для лиц, осуществляющих деятельность по производству товаров и (или) экспортирующих товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии), предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.

Следует выделить, что выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в порядке, определяемом ТК ТС ЕврАзЭС.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации применяются ставки таможенных пошлин, налогов, курсы иностранных валют и ограничения, установленные ТК ТС ЕврАзЭС, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действующие на день выпуска указанных товаров.

Следует отметить, что ТК ТС ЕврАзЭС позволяет, в отличие от ТК РФ, осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней. Также сокращены сроки выпуска товаров, в том числе срок выпуска экспортируемых товаров (при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров - до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления - необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля).

Теперь таможенное декларирование производится только в письменной и электронной формах, с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.

Также были случаи перемещения товаров с недостоверными документами. Для предотвращения перемещения товаров через таможенную границу с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, по мнению экспертов, необходима унификация перечня таможенных операций, за нарушение порядка совершения которых должна наступать ответственность. На сегодня в КоАП РБ и РФ данные перечни не совпадают, а в КоАП РК его вообще нет. При этом в КоАП РБ и РФ целесообразно установить ответственность за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Это связано с тем, что ТК ТС ЕврАзЭС предусматривает институт выпуска товаров до подачи таможенной декларации, в том числе и обязанность представления таможенному органу документов и сведений, позволяющих идентифицировать товары в таможенных целях. В то же время рассматриваемое деяние не охватывается похожими по содержанию составами, предусматривающими административную ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах. Таким образом, из положений ТК ТС ЕврАзЭС не вытекает необходимость установления административной ответственности за представление таможенному брокеру либо иному лицу недействительных документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров. ТК ТС ЕврАзЭС не предполагает соответствующую обязанность для декларанта либо иного лица.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ