Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 108
1. Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.
2. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
3. Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.
4. Владельцами складов временного хранения могут являться таможенные органы без включения их в Реестр владельцев складов временного хранения (статья 115). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.
Статья 107 Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения | Статья 109 Условия включения в Реестр владельцев складов временного хранения |
1. Комментируемая статья закрепляет обязанность декларанта, владельца склада, таможенного представителя и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, произвести по требованию таможенного органа необходимые для проведения таможенного контроля грузовые и иные операции с данным товаром (транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю), а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.
Порядок формализации требований таможенных органов, сроки принятия и исполнения решения таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле не регламентированы. На практике проведение данных операций осуществляется на основании оформленного документально требования (уведомления) таможенного органа, в котором определяется перечень конкретных действий, которые необходимо осуществить в отношении товаров, а также срок их проведения. Важно отметить, что решение о проведении грузовых и иных операций должно быть принято таможенным органом с соблюдением установленных ст. 196 ТК ТС ЕврАзЭС сроков выпуска товаров. Неисполнение требований таможенных органов о проведении необходимых операций является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товара (подробно см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2012 г. по делу N А56-50701/2011).
2. Следует иметь виду, что ТК ТС ЕврАзЭС не предусматривает, что проведение данных операций должно осуществляться в рамках конкретной формы таможенного контроля, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (подробно см. Определение ВАС РФ от 02.12.2013 N ВАС-16948/13 по делу N А56-46083/2012). При этом определенные таможенные операции могут проводиться не только при реализации уже избранной формы таможенного контроля, но и в преддверии таковой (при ее выборе). Проведение тех или иных таможенных операций необходимо для того, чтобы верно избрать действенную (эффективную) и адекватную форму (формы) таможенного контроля, с учетом баланса частных и публичных интересов (подробно см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 ноября 2013 г. по делу N А56-74001/2012, от 12 февраля 2013 г. по делу N А56-41607/2011, от 6 июня 2012 г. по делу N А56-41827/2011 и др.).
Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.
Совершение грузовых и иных операций осуществляется силами и средствами лиц, которым адресуются соответствующие требования таможенных органов. Их совершение не должно повлечь для таможенных органов каких-либо расходов. Вместе с тем, в случаях, когда требования таможенных органов о проведении грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств признаются вышестоящими таможенными органами либо судом неправомерными, возникшие у хозяйствующих субъектов расходы, связанные с исполнением данных требований, могут быть взысканы с таможенных органов как причиненные убытки (подробно см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 октября 2013 г. по делу N А56-60788/2012). Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)