Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 112 КВВТ РФ


Статья 112 КВВТ РФ. Порядок перевалки грузов (действующая редакция)

1. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.

Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов - организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах.

Перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет.

В случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.

3. Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

4. Споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно как в отношении грузов, передаваемых с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида, так и в отношении грузов, передаваемых с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт.

6. Формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Статья 111
Железнодорожные пути и склады
Статья 113
Расчеты, связанные с перевозками грузов

Комментарий к ст. 112 КВВТ РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.

Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов - организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах.

Перевалка груза - это совокупность всех операций по передаче грузов с одного смежного транспорта на другой в пунктах перевалки грузов.

Как замечено Ф.М. Полянским, "порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами между транспортными организациями (узловыми соглашениями и др.). Услуги по перевалке грузов зачастую оказываются компаниями, осуществляющими эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры" <159>.

--------------------------------

<159> Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. М., 2012. С. 532.

Перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов, должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время данный перечень установлен в приложении N 13 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденным МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г.

Данный перечень, конечно, существенно устарел. Поэтому нужно учитывать, что Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ утверждено Тарифное руководство N 4, в котором публикуется информация об открытии железнодорожных станций, а также список речных и морских портов и пунктов, включенных в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, а также пунктов перевалки грузов с железных дорог на водные пути и обратно.

Тарифное руководство N 4 состоит из трех книг и предназначено для определения тарифных расстояний перевозки в границах железнодорожных администраций, входящих в Совет по железнодорожному транспорту государств - участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, пассажиров, грузов и грузобагажа. Оно содержит алфавитные списки железнодорожных раздельных и пассажирских остановочных пунктов с указанием производимых на них коммерческих (грузовых и пассажирских) операций.

Утверждение перечня портов, в которых осуществляется перевалка грузов, входит в компетенцию Минтранса (п. 5.2.31 Положения о Министерстве транспорта РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395).

Считаем, что министерству следует реализовать данную компетенцию и принять необходимый подзаконный нормативный акт в целях придания правовой определенности правовому регулированию по перевалке грузов в речных портах.

2. В соответствии с п. 2 настоящей статьи порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключаемыми сроком на 5 лет.

Согласно теории транспортного права узловое соглашение - это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза <160>.

--------------------------------

<160> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015.

Отсылка к узловым соглашениям содержится и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пункт 2 ст. 27 данного Закона постановляет, что порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков различных видов транспорта при организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту определяются заключаемыми ими в соответствии с законодательством РФ договорами.

Согласно п. 3 комментируемой статьи порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Согласно п. 39 продолжающих применяться Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении порядок перевалки грузов устанавливается узловым соглашением по каждому перевалочному пункту. Узловые соглашения заключаются между железной дорогой и пароходствами (портами или пристанями), а в соответствующих случаях - между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями).

Заключение указанных договоров (соглашений) является обязательным для перевозчиков, владельцев путей необщего пользования, портов перевалок.

В узловых соглашениях применительно к местным условиям предусматриваются:

- порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

- места передачи грузов;

- сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;

- порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

- фронты загрузки и разгрузки вагонов;

- в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;

- порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборе и т.п.;

- порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);

- место оформления документов;

- другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций.

Следует указать, что законодательство не содержит обязательного требования о необходимости заключения узловых соглашений. Их заключение в настоящее время стало обычной практикой транспортного права.

По мнению В.В. Витрянского, узловые соглашения между транспортными организациями различных видов транспорта следует отнести к тем гражданско-правовым договорам, заключение которых для участников соответствующих правоотношений является обязательным <161>. При этом профессор делает следующие выводы: "Во-первых, при отсутствии в транспортном законодательстве специальных правил, определяющих порядок заключения узловых соглашений, должны применяться содержащиеся в ГК (ст. 445) нормы о заключении договора в обязательном порядке. Поэтому, если один из контрагентов уклоняется от заключения узлового соглашения, другая заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить указанный договор. Во-вторых, отнесение узловых соглашений к числу договоров, заключаемых в обязательном порядке, означает, что разногласия по отдельным условиям узловых соглашений, возникающие между сторонами при их заключении, могут быть переданы заинтересованной стороной на разрешение арбитражного суда, в том числе и при отсутствии соглашения сторон о таком порядке урегулирования указанных разногласий. В этом случае условия узлового соглашения, вызвавшие разногласия, определяются в соответствии с решением арбитражного суда (ст. 446 ГК)" <162>.

--------------------------------

<161> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

<162> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

Согласимся с О.В. Карпеевым в том, что в современных условиях узловое соглашение является очень удобной правовой конструкцией, направленной именно на регулирование грузопотоков, поскольку при наличии массового, стабильно прогнозируемого грузопотока наличие нормы перевалки необходимо и направлено на создание ритмичной работы транспортных предприятий в пункте перевалки <163>.

--------------------------------

<163> См.: Карпеев О.В. Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения // Гражданское право. 2014. N 1. С. 34 - 37.

3. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что в случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия. Однако такое изменение возможно только по согласованию между участниками.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством. Участники узлового соглашения могут при заключении соглашения предусмотреть порядок досудебного урегулирования споров, рассмотрение споров в судебном порядке, а также рассмотрение споров в рамках третейского судопроизводства.

5. Согласно п. п. 5 и 6 комментируемой статьи учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно:

- как в отношении грузов, передаваемых с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида;

- так и в отношении грузов, передаваемых с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт.

При этом формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Действующими Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении установлены формы ГУ-1а/N 1-ПГ и формы ГУ-1б/N 2-ПГ учетных карточек.

Специалистами неоднократно обращалось внимание на необходимость разработки новых Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Однако такие правила до сих пор не приняты. Использование указанных форм учетных карточек в современных условиях возможно, но лишь в том случае, если сторонами в узловом соглашении установлена определенная среднесуточная норма подачи вагонов, взаимоувязанная с месячным планом, а непременное исполнение этого месячного плана интересует стороны узлового соглашения. Очевидно, что при этом ведение учетных карточек должно осуществляться уполномоченными представителями сторон узлового соглашения <164>.

--------------------------------

<164> См.: Карпеев О.В. Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения // Гражданское право. 2014. N 1. С. 34 - 37.

--------------------------------

<161> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

<162> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

Согласимся с О.В. Карпеевым в том, что в современных условиях узловое соглашение является очень удобной правовой конструкцией, направленной именно на регулирование грузопотоков, поскольку при наличии массового, стабильно прогнозируемого грузопотока наличие нормы перевалки необходимо и направлено на создание ритмичной работы транспортных предприятий в пункте перевалки <163>.

--------------------------------

<163> См.: Карпеев О.В. Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения // Гражданское право. 2014. N 1. С. 34 - 37.

3. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что в случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия. Однако такое изменение возможно только по согласованию между участниками.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством. Участники узлового соглашения могут при заключении соглашения предусмотреть порядок досудебного урегулирования споров, рассмотрение споров в судебном порядке, а также рассмотрение споров в рамках третейского судопроизводства.

5. Согласно п. п. 5 и 6 комментируемой статьи учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно:

- как в отношении грузов, передаваемых с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида;

- так и в отношении грузов, передаваемых с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт.

При этом формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Действующими Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении установлены формы ГУ-1а/N 1-ПГ и формы ГУ-1б/N 2-ПГ учетных карточек.

Специалистами неоднократно обращалось внимание на необходимость разработки новых Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Однако такие правила до сих пор не приняты. Использование указанных форм учетных карточек в современных условиях возможно, но лишь в том случае, если сторонами в узловом соглашении установлена определенная среднесуточная норма подачи вагонов, взаимоувязанная с месячным планом, а непременное исполнение этого месячного плана интересует стороны узлового соглашения. Очевидно, что при этом ведение учетных карточек должно осуществляться уполномоченными представителями сторон узлового соглашения <164>.

--------------------------------

<164> См.: Карпеев О.В. Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения // Гражданское право. 2014. N 1. С. 34 - 37.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ