Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 93 ЗК РФ
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
5. Утратил силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
5.1. Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.
7. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
Статья 92 Земли для обеспечения космической деятельности | Статья 94 Понятие и состав земель особо охраняемых территорий |
Правовой режим земельных участков, используемых для нужд обороны и безопасности, регулируется, помимо комментируемой статьи, иными законами: Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», Законами РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и др. Такие земельные участки ограничиваются в обороте правовыми актами.
Многие из названных Законов предусматривают, что соответствующие земельные участки находятся в федеральной собственности, что корреспондирует с п. 4 ст. 27 ЗК РФ, сразу несколько подпунктов которого могут относиться к землям обороны. Вместе с тем земельные участки, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, могут находиться в государственной или муниципальной собственности.
Часто деятельность по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов осуществляется в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
Вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» устанавливаются зоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляются специальные действия, направленные на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г.
Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405.
В соответствии с этим Положением могут создаваться следующие виды зон:
— запретная зона — территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;
— зона охраняемого военного объекта — территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта;
— охранная зона военного объекта — территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Две последние зоны устанавливаются при необходимости в границах запретной зоны. Запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.
На территории зоны охраняемого военного объекта не разрешается строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи; не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
При установлении запретной зоны составляются перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность РФ в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается.
Описание местоположения границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о землеустройстве.
Местоположение границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта обозначается на местности информационными ограничительными знаками в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. Судебные споры возникают в связи с неоднозначным толкованием законодательства о налогообложении земельных участков, занятых оборонными объектами в населенных пунктах. При вынесении решений по таким делам, как и по другим делам в отношении земель данной категории, суды ссылаются на ст. ст. 87, 93 ЗК РФ, что в принципе неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.
Налоговые органы ошибочно считают, что не облагаются земельным налогом лишь земельные участки, которые отнесены к категории земель специального назначения (к субкатегории «земли обороны и безопасности»). Однако это не соответствует ст. 389 НК РФ, где сказано, что от налогообложения освобождаются земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Очевидно, что для обеспечения обороны и безопасности могут быть предоставлены земельные участки, относящиеся к иным категориям, прежде всего к категории земель населенных пунктов.
При этом налоговые органы справедливо отмечают, что земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности — разные категории земель и отнесение земель населенных пунктов к категории земель обороны и безопасности неправомерно. Это действительно так, но для пользования указанной льготой этого и не нужно.
Суды в большинстве случаев выносят правильные по своей сути решения, однако их аргументация подчас бывает весьма спорной. В частности, нельзя согласиться с утверждениями, что «отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации» <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 г. N А33-6422/07-Ф02-8924/07, от 7 марта 2008 г. N А56-20254/2007.
Такая позиция противоречит ЗК РФ, в котором нет таких понятий, как «общая категория» и «специальная категория», и по смыслу которого каждый земельный участок принадлежит только к одной категории земель <1>. Представляется, что в обоснование решения судам достаточно сослаться на нетождественность понятий «земли обороны» (в узком смысле как субкатегория) и «земли, предоставленные для обеспечения обороны» (которые могут находиться и на землях иных категорий), а также исходить из буквального толкования ст. 389 НК РФ.
--------------------------------
<1> Точки зрения о возможности отнесения одного земельного участка к нескольким категориям высказывались в юридической литературе (см.: Бобылев А.И., Попов В.В., Лукьянова О.В. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика. М., 2003. С. 28). Однако более обоснованным представляется мнение А.П. Анисимова, который подверг эту позицию критике (см.: Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. N 3).
В одном из решений по аналогичному вопросу суд сначала дословно изложил приведенные выше рассуждения об «общих» и «специальных» категориях, а через несколько абзацев привел более убедительные доводы, по сути, опровергающие эти рассуждения.
Суд, в частности, указал, что по смыслу п. п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности (ст. 93 названного Кодекса), а целевым назначением данных земельных участков.
И далее судом был сделан еще один вывод: то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к землям поселений (населенных пунктов), а не к землям обороны и безопасности, не имеет в данном случае правового значения относительно применения льготы по земельному налогу, поскольку учитываются именно действительные цели, для которых предоставлен земельный участок, а также его фактическое использование, а не кадастровый учет <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. N А56-20254/2007.
В конечном итоге суд принял правильное решение. Однако такая противоречивость в его обосновании свидетельствует о неоднозначности проблемы и о том, что ее следовало более четко решить в законодательстве.
Применительно к указанным землям нередко возникает другой вопрос: какую деятельность нужно считать направленной на обеспечение обороны и безопасности? На практике эта деятельность толкуется очень широко. Так, судебные органы включают в число организаций, имеющих право на льготу в отношении предоставленных им земельных участков, не только собственно воинские части, правоохранительные органы и т.п., но и организации, которые на первый взгляд выполняют иные функции.
Речь идет об образовательных и медицинских учреждениях (учебные заведения Министерства внутренних дел или Министерства обороны РФ <1>, медико-санитарная часть УВД <2>), оборонных предприятиях и НИИ. Были случаи, когда от налогообложения освобождались земельные участки, занятые детским оздоровительным лагерем, подведомственным ФГУП «Управление специального строительства на территории N 4 Федерального агентства специального строительства».
--------------------------------
<1> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 г. N А33-6422/07-Ф02-8924/07; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2008 г. N 1871/08.
<2> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г. по делу N А66-7083/2007.
Поскольку это предприятие находится в ведомственном подчинении Спецстроя России и относится к инженерно-техническим (дорожно-строительным) воинским формированиям при Спецстрое России, то занимаемые им земли относятся к землям обороны и безопасности, в том числе земельный участок, принадлежащий лагерю, который является филиалом предприятия <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 марта 2008 г. N Ф08-628/08-337А по делу N А32-15073/2007-33/320.
У налоговых органов в большинстве случаев было иное мнение по данному вопросу, однако суды их позицию не поддержали. Эти примеры показывают, что заинтересованным лицам следует активнее отстаивать свои права.