Водный кодекс РФ, N 74-ФЗ | ст. 62 ВК РФ
1. Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов.
2. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
3. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство Российской Федерации утверждает положение об охранных зонах гидроэнергетических объектов, включающее в себя порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах.
4. Оценка соблюдения особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" подлежат федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный экологический контроль (надзор). Оценка соблюдения особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" подлежат региональному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять региональный государственный экологический контроль (надзор).
Статья 61 Охрана водных объектов при проведении работ | Статья 63 Охрана водных объектов при освоении лесов |
Толкование комментируемой статьи может осуществляться с учетом статьи 46 ВК РФ. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод (о пропусках паводков, специальных попусках, наполнении и сработке водохранилищ см. часть вторую ст. 45 Кодекса).
Под попуском понимается искусственный эпизодический или периодический сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле. Попуск производят в целях энергетики, повышения расходов, уровней и глубин воды на ниже лежащих участках реки по запросам судоходства, орошения, рыбоводства и других водопользователей. Санитарные попуски используются для очищения русла реки и улучшения в ней качества воды.
Неожиданный и несвоевременный попуск может принести серьезный экономический ущерб, например спровоцировать икрометание у рыбы с последующим иссушением икры после перекрытия створа плотина (см.: Реймерс Н.М. Природопользование. С. 372).
Экологические попуски и объемы безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта определяются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда совместно с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, что предусмотрено в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
Для достижения нормативов качества окружающей среды установлено требование об определении для каждого источника загрязнений норматива предельно допустимых воздействий. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются в виде допустимых выбросов (ПДВ и ПДС), а также лимитов - временно согласованных выбросов (ст. 35 ВК РФ).
Норматив ПДВ и ПДС - величина, выражающая предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника выброса или сброса. Для источников загрязнений, которые без совершенствования технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС, устанавливаются лимиты выбросов, сбросов. С учетом возможностей производства они поэтапно должны доводиться до уровня предельно допустимых выбросов и сбросов. Контроль над этим осуществляют органы охраны окружающей среды.
Проекты указанных нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения <148>. В развитие Водного кодекса РФ Правительством РФ установлен порядок разработки предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.
--------------------------------
<148> См.: Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов проекта Водного кодекса РФ. Нижний Новгород: Экологический центр "Дронт", 2005; Экспертное заключение по проекту Водного кодекса РФ чл.-корр. РАН, советника президиума РАН А.В. Яблокова; Экспертное заключение по проекту Водного кодекса РФ. Программы Международного социально-экологического союза "Общественность и оценка воздействия.
Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным ресурсам (лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству, особо ценным регионам, например, по озеру Байкал) разрабатывались органами лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, охраны природы в ведомственных положениях и инструкциях.
Законом об охране окружающей среды установлена обязательность учета предельно допустимых нагрузок на природную среду при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, реконструкции городов (см. комментарий к ст. 35).
Под попусками воды понимается искусственный эпизодический или периодический сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле. Попуски производят для нужд энергетики, повышения расходов, уровней и глубин воды на лежащих ниже участках реки по запросам судоходства, орошения, рыболовства, водопользования и других водопользователей.
Отличают санитарные попуски для очищения русла реки и улучшения качества воды в ней (например, весенний попуск в реке Москве). Неожиданный и несвоевременный для отдельных отраслей народного хозяйства попуск может принести серьезный экономический ущерб, например, спровоцировать икрометание у рыбы (с последующим иссушением икры после перекрытия створов плотины).
Экологические требования к эксплуатации водохранилищ, гидротехнических и других сооружений гидроэнергетики определяются в Законах об охране окружающей среды и о безопасности гидротехнических сооружений.
В Типовых правилах эксплуатации водохранилищ предусматриваются режимы и назначение попусков, графики диспетчерского регулирования попусков, величины или пределы колебания величин забора воды, размеры судоходных и иных попусков воды среднесуточных и базовых, допустимый диапазон суточного и недельного регулирования и т.д. Правила включают: пропуск высоких вод (создание паводковой комиссии), наблюдение за уровнями воды, пропуск паводка; гарантированную отдачу воды в маловодье (корректировка отдачи, ограничение или прекращение подачи, экономические расчеты); наполнение и сработку водохранилища (экологические требования).
Правилами предусматриваются специализированные попуски: рыбохозяйственные - на период нерестилищ в поймах и дельтах рек; сельскохозяйственные - в весенне-летний период в ирригационные системы; энергетические - в связи с маневрированием мощности ГЭС в суточном и недельном разрезе; водно-транспортные - для обеспечения навигационного уровня; ливневые - при выпадении сильного интенсивного дождя; чрезвычайные - при штормовом ветре, буре и т.п.; зимние - в период замерзания, ледостава, уменьшения попусков.