Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 246 УК РФ


Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (действующая редакция)

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 245
Жестокое обращение с животными
Статья 247
Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Комментарий к ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ