Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 62
1. Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.
2. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.
Статья 61 Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций | Статья 63 Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления |
1. Комментируемая статья устанавливает условия, при которых предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товара. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В Законе РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, в частности Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным в г. Москва 12 декабря 2008 года.
При этом таможенные органы вправе потребовать представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров в случае обнаружения признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными.
Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2012 по делу N А78-60/2012 вынесено решение по делу о признании незаконными решений таможенного органа. Оспариваемые решения о предоставлении льготы по уплате таможенных платежей в виде тарифной преференции по снижению ставки пошлины на основании представленных обществом сертификатов о происхождении товаров отменены в порядке ведомственного контроля. В удовлетворении требования отказано, поскольку представленные обществом сертификаты о происхождении товаров не соответствуют таможенному законодательству Таможенного союза, вследствие чего они не могут подтверждать право общества на предоставление тарифной преференции в отношении ввезенного товара. При этом суд основывался на следующем. Государствами - членами Таможенного союза с 01.07.2010 применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Доводы общества о подтверждении страны происхождения (Китай) и неустановлении судами полномочного органа КНР, выдавшего сертификаты, подлежат отклонению, поскольку, как установили суды, представленные обществом для целей получения тарифных преференций сертификаты не соответствовали вышеуказанным Правилам.
2. Комментируемой статьей также установлены случаи, когда предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза. Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
При этом заявление к указанным таможенным процедурам предусматривается с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза;
2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 комментируемого Кодекса. Указанная глава регламентирует процедуру перемещения через границу товаров для личного пользования. Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком, - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;
3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, установленную Евразийской экономической комиссией (до 02.02.2012 - Комиссией Таможенного союза). Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 254 "О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров" установлено, что, если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров.
Указанный список не является закрытым. Таможенным законодательством Таможенного союза могут быть предусмотрены иные случаи, когда предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется.