Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 358


Статья 358 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Принципы проведения таможенного контроля (действующая редакция)

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

3. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

5. В целях совершенствования таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

7. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 357.10
Ставки таможенных сборов
Статья 359
Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Комментарий к ст. 358 ТКТС РФ

1. Следует оговориться, что положения комментируемой статьи нельзя приравнивать к таможенной процедуре временного ввоза (допуска), урегулированной главой 37 ТК ТС ЕврАзЭС.

Также из текста комментируемой статьи можно понять, что она напрямую относится к отдельной категории физических лиц - иностранным гражданам.

Например, ч. 1 ст. 358 ТК ТС ЕврАзЭС установлено, что иностранные физические лица имеют право временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов Таможенного союза, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.

В настоящее время этот Перечень товаров для личного пользования определен в приложении 4 к Соглашению от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Дополнительно без уплаты таможенных пошлин иностранные физические лица имеют право ввозить на таможенную территорию Таможенного союза бывшие в употреблении товары для личного пользования, перечисленные в этом же Перечне.

В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории Таможенного союза.

Также следует отметить, что ст. 16.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза в виде наложения штрафа с конфискацией соответствующих товаров или транспортных средств или без таковой.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 358 ТК ТС ЕврАзЭС в отношении временно ввозимых транспортных средств для личного пользования применяется особый порядок освобождения от уплаты таможенных платежей:

1) транспортное средство для личного пользования должно быть зарегистрировано на территории иностранного государства;

2) транспортное средство для личного пользования должно ввозиться на срок временного пребывания физического лица.

Примечательно, что только для транспортных средств для личного пользования предусмотрена возможность продления срока временного ввоза в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств на основании мотивированного обращения иностранного физического лица. Для этого иностранное физическое лицо до истечения срока временного ввоза обязано обратиться в таможенный орган с заявлением произвольной формы о необходимости продления срока временного ввоза с предоставлением должностному лицу таможенного органа декларации (для транспортных средств) или иного документа (для авто-, мототранспортных средств), оформленных таможенным органом при временном ввозе такой категории товаров для личного пользования, а также выполнить иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи иностранное физическое лицо не вправе передавать другому лицу на таможенной территории Таможенного союза права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами. Если же такая ситуация происходит, то такая передача может допускаться лишь:

1) при условии их таможенного декларирования;

2) при условии уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

3. По истечении сроков временного пребывания иностранного гражданина на территории Таможенного союза временно ввезенные товары для личного пользования согласно ч. 4 комментируемой статьи могут обратно вывозиться с таможенной территории Таможенного союза через любой таможенный орган.

Если же срок нахождения на территории Таможенного союза временно ввезенных товаров для личного пользования истек, то согласно ч. 5 в отношении таких товаров, не вывезенных по истечении установленного срока, взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

4. Согласно ч. 6 комментируемой статьи, если вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз временно ввезенных товаров для личного пользования невозможен в случае безвозвратной утраты таких товаров, то без взимания таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, невывоз таких товаров или транспортных средств возможен только при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы, которые соответственно могут подтверждаться документально или другими установленными законодательством способами (Определение терминов аварии и непреодолимой силы установлено в подп. 1 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС).

Комментируемые нормы нашли свое отражение в Апелляционном определении Белгородского областного суда от 18.03.2014 N 33-711/2014. В соответствии с Определением суда исковые требования о взыскании таможенных платежей удовлетворены, поскольку доводы ответчика о том, что автомобиль не был вывезен ввиду его поломки, не нашли своего подтверждения, в связи с чем не могут быть оценены в качестве причин, по которым ответчиком не исполнена обязанность по вывозу товара с территории Таможенного союза в установленный таможенным органом срок.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ