Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 355
1. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
2. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При подаче этого заявления правопреемником плательщика к указанному заявлению также должны прилагаться документы, подтверждающие его правопреемство. Если таможенные пошлины, налоги были уплачены иным лицом, к такому заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику (его правопреемнику). При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
3. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
4. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
5. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.
7. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 356 настоящего Кодекса.
8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
9. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
10. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.
11. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, и суммы не индексируются.
Статья 354.1 Признание безнадежной к взысканию и списание задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам | Статья 356 Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов |
1. В комментируемой статье установлены правила таможенного декларирования товаров для личного пользования.
Так, декларантом может выступать как физическое лицо государства - члена Таможенного союза, так и иностранное физическое лицо.
Комментируемой статьей установлены случаи письменного декларирования товаров, так как устной формы декларирования (которая была предусмотрена ранее действующим таможенным законодательством) согласно ч. 3 ст. 179 ТК ТС ЕврАзЭС не существует.
По общему правилу физическое лицо государства - члена Таможенного союза может выступать декларантом при соблюдении любого из двух условий, указанных в ч. 1 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС: если физическое лицо заключило внешнеэкономическую сделку или если оно имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (при отсутствии внешнеэкономической сделки).
Иностранное физическое лицо может выступать в качестве декларанта в случаях, указанных в ч. 2 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС: если иностранное физическое лицо перемещает товары для личного пользования или если оно пользуется таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС ЕврАзЭС.
Более детально эти общие правила конкретизированы в п. 3 ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010. В соответствии с указанным Соглашением декларантом может быть как физическое лицо государства - члена Таможенного союза, так и иностранное лицо.
В Соглашении, как и в Таможенном кодексе ТС, не проводится различий между физическими лицами государства - члена Таможенного союза и иностранными лицами. Но при этом иностранным физическим лицам запрещено передавать другим лицам право пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования (п. 3 ст. 358 ТК ТС ЕврАзЭС). В связи с этим положения ТК ТС ЕврАзЭС и указанного Соглашения необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом.
2. В ч. 2 ст. 355 ТК ТС ЕврАзЭС перечислен перечень товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, которые можно разделить на следующие группы:
1) товары для личного пользования, перемещаемые в соответствии с установленными п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 355 ТК ТС ЕврАзЭС способами;
2) транспортные средства для личного пользования;
3) валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности;
4) культурные ценности;
5) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.
Кроме этого перечня, в части 6 комментируемой статьи указано, что таможенному декларированию подлежат также: гробы с телами (останками) и урны с прахом (пеплом) умерших. В некоторых случаях, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, могут быть указаны иные товары, которые подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
3. В ч. 4 ст. 355 ТК ТС ЕврАзЭС также предусмотрено право декларанта - физического лица по своему усмотрению произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме. Это право необходимо использовать физическому лицу государства - члена Таможенного союза при временном вывозе товаров для личного пользования в том случае, когда вывозимые товары для личного пользования, перемещаются через таможенную границу с уплатой таможенных пошлин, налогов, в зависимости от превышения норм (например, по количеству или таможенной стоимости) или от категории товара (например, неделимые вещи независимо от таможенной стоимости и веса).
В этом случае письменная пассажирская таможенная декларация о вывозимых товарах для личного пользования даст основание для освобождения от уплаты таможенных пошлин за эти же товары при обратном ввозе. Форма, порядок заполнения, подачи и регистрации пассажирской таможенной декларации утверждены решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18 июня 2010 года N 287.
При определении товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, следует обращать внимание на возраст декларанта. Физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, не имеет права ввозить на таможенную территорию Таможенного союза алкогольные напитки, пиво, табак, табачные изделия без уплаты таможенных платежей (п. 1 приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском").