Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 317
Перемещение российских товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи между двумя пунктами, расположенными на таможенной территории Российской Федерации, через территорию иностранного государства осуществляется по правилам, установленным параграфом 4 главы 21 настоящего Кодекса в отношении специального таможенного режима перемещения российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства.
Статья 316 Неприменение требований по идентификации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи | Статья 318 Таможенные платежи и их виды |
1. Комментируемая статья открывает новую главу 45 комментируемого Кодекса "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц" и содержит положения о сфере применения комментируемой главы. Так, комментируемой статьей установлены категории лиц и товаров, в отношении которых применяются положения комментируемой главы, а именно:
- дипломатические представительства;
- консульские учреждения;
- иные официальные представительства иностранных государств;
- международные организации;
- персонал этих представительств, учреждений и организаций; Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
- товары, предназначенные для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.
Отметим, что перечень данных лиц является закрытым.
Следовательно, комментируемая глава не применяется в отношении лиц, не указанных в данном перечне.
Стоит отметить, что консульскими функциями, в частности, являются:
- защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963;
- выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
- выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;
- оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства и др. (ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963).
Отметим, что функции дипломатического представительства состоят, в частности:
- в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
- в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
- в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
- в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;
- в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ч. 1 ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961).
Таким образом, учитывая функции консульских учреждений и дипломатических представительств, категории лиц, в отношении которых применяются положения комментируемой главы, должны обладать определенными привилегиями при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи особенности таможенного декларирования товаров, нормы провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования могут определяться решением Комиссии Таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии). В настоящее время таким документом является решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 309 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования".
Так, в соответствии с указанным решением таможенное декларирование товаров, за исключением таможенного декларирования с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального пользования осуществляется в таможенном органе государства - члена Таможенного союза, на территории которого планируется пребывание указанных лиц. При этом особенности таможенного декларирования таких товаров, а также формы таможенной декларации устанавливаются законодательством государства - члена Таможенного союза. Кроме того, законодательством государства - члена Таможенного союза могут устанавливаться нормы провоза таких товаров.