Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 304
1. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержатся документы и (или) товары, не указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии сотрудника таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.
2. Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этих мест.
3. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования.
Статья 303 Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и членами их персонала | Статья 305 Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров |
1. Комментируемая статья закрепляет положения о магазинах беспошлинной торговли.
Часть первая комментируемой статьи закрепляет положения относительно порядка функционирования магазинов беспошлинной торговли, требований к их расположению, обустройству, оборудованию и правил реализации товаров в указанных магазинах.
Так, согласно части первой комментируемой статьи порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Данные требования касаются:
1) порядка функционирования магазинов беспошлинной торговли;
2) требований к расположению, обустройству, оборудованию магазинов беспошлинной торговли; Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
3) правил реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;
4) порядка ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
Так, в Российской Федерации может быть создано два вида магазинов беспошлинной торговли, различающихся по категориям покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров:
1) магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории Таможенного союза;
2) магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.
В Республике Казахстан также существует два вида магазинов беспошлинной торговли в зависимости от категории покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров, и согласно ч. 1 ст. 408 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" ко всем магазинам беспошлинной торговли, расположенным на территории Республики Казахстан, применяются единые требования к обустройству и оборудованию.
Отметим, что положения о таможенной процедуре беспошлинной торговли содержит глава 38 "Таможенная процедура беспошлинной торговли" Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Так, согласно ст. 293 указанного Федерального закона помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. В свою очередь, требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены также ст. 84 данного Федерального закона. Так, в соответствии со ст. 84 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Указанные помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, сохранность товаров и возможность проведения в отношении их таможенного контроля. Отмечается, что подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.
В свою очередь, часть третья указанной статьи устанавливает к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли следующие требования:
- территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы;
- складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение. Использование в качестве склада магазина беспошлинной торговли открытых площадок не допускается. На складе магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки. На складе магазина беспошлинной торговли должно быть весовое оборудование с различными пределами взвешивания, обеспечивающее возможность взвешивания товаров, предполагаемых к реализации в магазине беспошлинной торговли;
- помещения магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля;
- торговые залы магазина беспошлинной торговли должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Таможенного союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории;
- торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу Таможенного союза;
- торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию Таможенного союза;
- склад магазина беспошлинной торговли может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.
Также в соответствии с частью четвертой ст. 84 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ использование торговых залов, подсобных помещений и склада магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, не допускается.
В свою очередь, порядок организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, определяет Правительство Российской Федерации (см. ст. 294 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает положения о порядке ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Так, согласно части второй комментируемой статьи порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
Отметим, что владелец магазина беспошлинной торговли обязан вести учет и представлять отчетность в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, согласно которой ведение учета товаров и хозяйственных операций с этими товарами таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада, владельцем магазина беспошлинной торговли осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В свою очередь, формы и порядок представления отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, устанавливаются в соответствии со ст. 177 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.