Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 3


Статья 3 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (действующая редакция)

1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - таможенным законодательством Российской Федерации.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).

3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Статья 2
Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница
Статья 4
Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

Комментарий к ст. 3 ТКТС РФ

1. Таможенное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, призванных регулировать правоотношения в рамках Таможенного союза, в том числе в части установления специальных экономических требований в отношении порядка ввоза-вывоза товаров. Основным документом в системе законодательства является комментируемый Кодекс - комплексный нормативный акт, призванный урегулировать таможенные отношения стран - участниц Союза.

В первую очередь, Кодекс призван закрепить единство Союза трех государств, а также констатировать его открытость и готовность к сотрудничеству с иными государствами мирового сообщества. Юридическое значение комментируемого акта сводится к нормативному закреплению и детализации наиболее важных и значимых вопросов экономического взаимодействия государств - участников, в том числе и порядок совершения ими экспортно-импортных операций в рамках Таможенного Союза. Однако, как и большинство нормативных актов законодательного характера, Кодекс регламентирует наиболее важные и значимые вопросы таможенного взаимодействия, которые нередко имеют общее выражение в нормах Кодекса и требуют дальнейшей детализации.

2. Регулирование отдельных аспектов взаимоотношений осуществляется участниками Союза в рамках международных договоров. Условно всю совокупность заключенных международных договоров можно разделить на две основные части: международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС, а также договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.

В состав первой категории договоров входят такие документы, как:

- Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 05.07.2010);

- Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 05.07.2010);

- Протокол от 12.12.2008 о внесении изменений в Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества от 24.03.2005;

- Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12.12.2008.

Вторая категория включает такие международные соглашения стран-участниц Союза, как:

- Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009;

- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009;

- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11.12.2009;

- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11.12.2009.

Таким образом, договоры ЕврАзЭС призваны регламентировать отдельные категории правоотношений, а вторая группа договоров призвана устранить выявленные правовые пробелы и закрепить нормативное регулирование тех правоотношений, которые не нашли надлежащей регламентации в рамках иных нормативных актов, в том числе установить специальные правила, например, ветеринарно-санитарные и т.п.

3. Источником правового регулирования в рамках Таможенного союза выступают и решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с комментируемым Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Следует отметить, что в соответствии с Договором от 18.11.2011 Комиссия Таможенного союза упразднена со 2 февраля 2012 года, ее полномочия переданы Евразийской экономической комиссии.

В настоящее время деятельность Комиссии в большинстве своем направлена на установление и закрепление таможенно-тарифного регулирования как общего характера, так и в отношении отдельных видов товаров. Например, общее регулирование осуществляется в рамках решения N 130 Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". В то же время были установлены специальные требования в отношении экспорта-импорта сахара, которые реализованы в рамках решения N 131 Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 "О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества".

4. Любая правовая норма действует в течение определенного периода времени на определенной территории, в отношении определенного круга лиц. По общему правилу действие любого нормативного акта ограничивается территорией субъекта, его принявшего. Комментируемый Кодекс не является исключением из общего правила, и поскольку принят он в рамках Таможенного союза, то и применение его осуществляется на территории Союза, т.е. в пределах таможенных границ. При этом не следует забывать, что комментируемый Кодекс предусматривает возможность применения к правоотношениям, составляющим предмет его регулирования, и норм государств - участников Союза, их нормативных актов. Указанное правило действует в случае отсутствия специальных предписаний в рамках комментируемого Кодекса и иных нормативных актов Таможенного союза. Положения ч. 2 комментируемой статьи 3 ТК ТС декларируют использование общего принципа применения нормативных актов - в пределах территории государства, принявшего соответствующий нормативный акт. Таким образом, каждое государство строит свои взаимоотношения при отсутствии предписания в рамках Союза на основе собственных нормативных актов.

5. Правовое регулирование правоотношений, составляющих предмет комментируемого Кодекса, носит комплексный характер, в связи с чем положения ч. 3 комментируемой статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза призваны детализировать комплекс правовых предписаний, регламентирующих указанные правоотношения. В частности, таможенное регулирование осуществляется как нормами Таможенного союза, так и положениями нормативных актов государств - участников Союза. Так, к компетенции Союза относится таможенно-тарифное регулирование, в большинстве своем реализуемое Евразийской экономической комиссией в рамках принимаемых ею решений, запреты и ограничения, устанавливаемые Союзом, например, по видам разрешенных к ввозу товаров и т.п. Ряд вопросов в силу прямого предписания комментируемого Кодекса отнесен к компетенции стран - участниц Союза, в частности, нормами внутригосударственных актов регламентируются вопросы в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. Однако такое регулирование осуществляется по остаточному принципу - если нет специальных предписаний комментируемого Кодекса или международных договоров. Наличие специальных правил в рамках Союза не допускает возможности применения нормативных актов государств-участников, а соответственно требует от них неукоснительного соблюдения и исполнения международных предписаний.

6. Особое место в системе предписаний комментируемой ст. 3 ТК ТС ЕврАзЭС занимают положения ч. 4, призванные определить нормативно-правовую базу применения мер ответственности за нарушение установленных Союзом требований. Меры ответственности также предполагают применение всего комплекса норм правового регулирования, причем Кодекс в данном случае конкретизирует специальные виды норм, подлежащих применению в данном случае. В их состав входит непосредственно таможенное законодательство Таможенного союза, а также нормы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности, в частности:

- меры таможенно-тарифного регулирования;

- запреты и ограничения;

- законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, если актами Таможенного союза не предусмотрено иное.

Таким образом, изменение тарифов, а также установление запретов и ограничений выступает в качестве специальных санкций Таможенного союза, применяемых в отношении нарушителя установленных им правил.

При нарушении установленных правил перемещения товаров через таможенную границу к нарушителю могут быть применены только те меры и санкции, которые обладают юридической силой на момент совершения нарушения. Данное правило является общим как для большинства государств, так и для международных организаций и учреждений. Однако в ряде случаев допускается исключение из общего правила. Нормы комментируемого Кодекса предусматривают возможность применения иных санкций лишь в случае, если достоверно установить момент фактического пересечения товарами таможенной границы. В такой ситуации к нарушителю подлежат применению нормы, действующие в момент выявления факта нарушения установленных правил пересечения таможенной границы.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ