Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 261
1. Открытие магазинов беспошлинной торговли осуществляется в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при наличии регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю товарами, если обязательность их получения предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Владелец магазина беспошлинной торговли предварительно уведомляет таможенный орган о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. Выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом беспошлинной торговли допускается после получения такого уведомления.
Статья 260 Требования к обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли | Статья 262 Обязанности и ответственность владельца магазина беспошлинной торговли |
1. Комментируемая статья закрепляет положения о возникновении, прекращении обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов и сроке их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В отношении товаров, вывозимых на переработку, и ввозимых компенсационных товаров взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,1% в рублях РФ и 0,06% в валюте от таможенной стоимости товаров.
Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными таможенными пошлинами, налогами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории ТС. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются.
Если российские товары по какой-то причине не были подвергнуты переработке за границей, таможенные органы по просьбе владельца товаров или его представителя разрешают ввоз таких товаров с возвратом уплаченных ранее экспортных пошлин, если они применялись.
Освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин и налогов предоставляется при условии, что они заявляются для свободного обращения лицом, которое получило лицензию на переработку, либо его таможенным брокером. Указанное освобождение предоставляется в двух формах:
- полное освобождение представляется, если таможенный орган РФ удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка;
- частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из ставок, применимых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке.
2. Часть первая комментируемой статьи устанавливает момент возникновения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Так, согласно части первой комментируемой статьи обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В свою очередь, определимся с моментом регистрации таможенным органом таможенной декларации. Так, в случае отсутствия оснований для отказа в регистрации декларации на товары должностное лицо в течение срока, указанного в п. 5 Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262, присваивает декларации на товары регистрационный номер, формируемый в установленном порядке. Отметим, что номер декларации на товары присваивается по журналу регистрации деклараций на товары. С 1 января каждого последующего календарного года нумерация порядковых номеров деклараций на товары начинается с единицы. Затем, после регистрации декларации на товары должностное лицо указывает регистрационный номер декларации на товары и время ее регистрации на двух экземплярах описи, которые заверяются подписью и проставлением оттиска личной номерной печати, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза, а также указывает регистрационный номер в соответствующей графе декларации на товары. Один экземпляр описи после проставления соответствующих отметок возвращается декларанту или таможенному представителю, второй - прикладывается к декларации на товары и документам, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.
Обратим внимание, что согласно п. 8 данной Инструкции с момента присвоения регистрационного номера декларация на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таким образом, обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, возникает у декларанта с момента присвоения регистрационного номера декларации на товары.
3. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает моменты прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов у декларанта. Так, согласно части второй комментируемой статьи обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, прекращается у декларанта:
- при завершении действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории до истечения срока переработки товаров в соответствии с ч. 1 ст. 260 комментируемого Кодекса, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты вывозных таможенных пошлин;
- в случаях, указанных в ч. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса.
Заметим, что пункт 2 статьи 80 комментируемого Кодекса содержит случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (см. комментарий к ст. 80 комментируемого Кодекса).
Таможенные процедуры переработки товаров можно отнести к условно льготным, так как в них предусмотрено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Под тарифной льготой согласно п. 3 ст. 34 Закона от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.
Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым, помимо таможенной пошлины, отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе - это следует и из вышеуказанного определения.
Основной целью предоставления тарифных льгот является успешная реализация торговой политики Российской Федерации.
Таможенная процедура переработки товаров содержит достаточно сложную систему налоговых льгот в сравнении с остальными таможенными процедурами.
В зависимости от категории товаров, на которую распространяется льготный порядок налогообложения, следует также различать льготы, предоставляемые:
1) в отношении продуктов переработки;
2) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки;
3) в отношении остатков.
В качестве видов налоговых льгот, связанных с использованием таможенных процедур переработки, установлены следующие:
1) освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
2) освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин и налогов;
3) полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
В отношении товаров, помещаемых под процедуры переработки, предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. В отношении продуктов переработки предоставляется освобождение от уплаты вывозных (ввозных) таможенных пошлин и налогов. В соответствии со стандартным правилом, определенным ч. 2 главы 1 Специального приложения F к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция от 18.05.1973), продукты переработки, образовавшиеся в результате переработки или производства товаров, допущенных для переработки на таможенной территории, освобождаются от таможенных платежей не только при их вывозе, но также если они переработаны в коммерчески непригодное состояние. Кроме того, следует отметить, что на уровне национального законодательства рекомендовано предусматривать, что сумма ввозных пошлин и налогов, взимаемых в отношении компенсирующих продуктов, не вывезенных за пределы таможенной территории, не должна превышать сумму ввозных пошлин и налогов, применяемых к товарам, ввезенным для переработки на таможенной территории.
Предоставление льгот зависит от наличия следующих обстоятельств:
1) осуществления вывоза товарной продукции либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы не позднее дня истечения срока с таможенной территории Российской Федерации;
2) выпуска для свободного обращения отходов, полученных при изготовлении товарной продукции;
3) статуса товаров, помещаемых под таможенную процедуру - это иностранные или ранее помещенные под иные таможенные процедуры (переработка на таможенной территории) или находящихся в свободном обращении (переработка вне таможенной территории);
4) выполнения лицом, претендующим на получение льготы, установленных условий, ограничений и требований таможенной процедуры о наличии разрешения на переработку, операциях по переработке, сроках переработки, количестве выхода продуктов переработки и т.д.
Следует отметить, что таможенные платежи уплачиваются и установлены с учетом некоторых особенностей для каждой процедуры переработки. Вместе с тем таможенный орган в случае, если имеются основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены, вправе потребовать представления обеспечения уплаты таможенных платежей в установленном ТК ТС ЕврАзЭС порядке, заявитель уплачивает только сборы за таможенное оформление.
4. Отметим, что часть третья комментируемой статьи устанавливает сроки уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно части третьей комментируемой статьи сроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается:
- при передаче товаров лицу, не являющемуся лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке, без разрешения таможенных органов - день передачи товаров, а если этот день не установлен, - день выявления таможенным органом факта передачи товаров;
- при утрате товаров до истечения срока переработки товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выявления таможенным органом факта утраты товаров;
- при незавершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории до истечения срока переработки товаров в соответствии с ч. 1 ст. 260 комментируемого Кодекса - день истечения срока переработки товаров.
Часть четвертая комментируемой статьи содержит положение о размере вывозных таможенных пошлин, налогов.
Так, согласно части четвертой комментируемой статьи вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.