Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 179
1. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров.
2. Разрешение на переработку товаров выдается таможенным органом на основании заявления заинтересованного лица.
3. В разрешении на переработку товаров указываются:
описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки;
операции по переработке товаров и способы их совершения;
норма выхода продуктов переработки;
способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
срок переработки товаров;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Разрешение на переработку товаров действует в течение установленного срока переработки товаров.
5. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, в течение срока его действия вправе передать его с письменного разрешения таможенного органа (статья 61) другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных настоящим параграфом. При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий, установленных настоящей главой, за период, когда товары использовались в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, а также уплатить таможенные пошлины, налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, должно взять на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных настоящей главой, а также оформить соответствующие документы на свое имя, если соблюдение таможенного режима обеспечивается гарантиями (статья 160). Указанное лицо пользуется правами и несет обязанности, которые установлены настоящим Кодексом в отношении лица, получившего разрешение на переработку товаров, со дня принятия таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку товаров.
6. Разрешение на переработку товаров может быть предоставлено как до, так и после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при условии соблюдения заявителем требований и условий, установленных настоящим параграфом.
7. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 настоящего Кодекса.
Статья 178 Норма выхода продуктов переработки | Статья 180 Порядок выдачи разрешения на переработку товаров |
1. Комментируемая статья открывает новую главу 27 "Таможенное декларирование товаров" и посвящена общим положениям о таможенном декларировании товаров, а именно устанавливает:
- случаи, когда товары подлежат таможенному декларированию;
- лиц, которые правомочны производить декларирование товаров;
- формы декларирования товаров.
Отметим, что понятие "декларирование" вне зависимости от сферы его использования (налоговое декларирование, таможенное декларирование) всегда означает определенную процедуру. В свою очередь, таможенное декларирование товаров - это определенная законодательством Таможенного союза процедура юридического оформления следующих процессов: Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
- перемещения товаров через таможенную границу;
- изменения таможенной процедуры товаров, уже перемещенных через таможенную границу (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу);
- а также декларирование иных товаров, которые подлежат таможенному декларированию (отходы, образованные в результате переработки товаров, их уничтожения, а также остатки, образованные в результате переработки товаров).
Основные функции таможенного декларирования:
- информированность таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах, транспортных средствах;
- контроль за соответствием декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным;
- законность действий декларанта в отношении товаров и транспортных средств.
Часть первая комментируемой статьи закрепляет общее правило, указывая на случаи таможенного декларирования товаров. Как правило, таможенное декларирование товаров необходимо при помещении товаров под таможенную процедуру. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает лиц, которые правомочны производить таможенное декларирование товаров, а именно:
- декларант;
- таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта.
Стоит отметить, что декларирование товаров в любом случае будет осуществляться от имени декларанта. В соответствии со ст. 189 комментируемого Кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 комментируемого Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
2. Часть третья комментируемой статьи устанавливает формы декларирования товаров, а именно:
- письменная форма;
- электронная форма.
Обратим внимание, что использование электронной формы декларирования товаров может применяться одновременно с использованием письменной формы либо без нее. Ранее, до вступления в действие комментируемого Кодекса, в российском таможенном законодательстве предусматривалось не две, а четыре формы таможенного декларирования, а именно:
- письменная форма;
- электронная форма;
- устная форма;
- конклюдентная форма.
Таким образом, устная и конклюдентная формы декларирования товаров в настоящее время таможенным законодательством Таможенного союза не предусмотрены.
Обратим внимание, что с 1 января 2014 года согласно ч. 1 ст. 204 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ декларация подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
На практике нередко возникают споры с таможенными органами, связанные с регистрацией таможенной декларации. К примеру, как отмечается в пункте 5 Обзора судебной практики по искам (заявлениям), связанным с применением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в регистрации электронной декларации на товары, указав в обоснование заявленных требований, что, поскольку товар фактически не был ввезен на таможенную территорию, в регистрации декларации на товары должно быть отказано в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 190 комментируемого Кодекса. Удовлетворяя заявленные обществом требования по существу спора, суд первой инстанции исходил из того, что задекларированные товары, указанные в отчете о принятии товаров на хранение, таможенную границу не пересекали, в место доставки не поступали, таможенному органу не представлялись. Однако апелляционная и кассационная инстанции посчитали выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права. В связи с этим, как отмечается в данном Обзоре судебной практики, правовым основанием для регистрации декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет, является сообщение внешнего таможенного органа о размещении товара на складе временного хранения или прилегающей к нему зоне таможенного контроля (дело N А51-13153/2012).