Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 168
1. Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита.
Статья 167 Содержание таможенного режима | Статья 169 Применение к международному таможенному транзиту правил, предусмотренных настоящим Кодексом в отношении внутреннего таможенного транзита |
1. Согласно части 1 комментируемой статьи под местами временного хранения товаров понимаются склады временного хранения (далее - СВХ) и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Склады временного хранения аналогичны таможенным складам, временное хранение товаров на складе временного хранения сходно с хранением товаров на таможенном складе. В обоих случаях на хранение могут помещаться только иностранные товары, в отношении которых также предоставляется освобождение от уплаты таможенных платежей. Но, в отличие от временного хранения товаров, которое представляет собой таможенную операцию, предшествующую помещению товаров под таможенную процедуру, хранение товаров на таможенном складе осуществляется в соответствии с таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока (не более трех лет) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. В Российской Федерации согласно ст. 69 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ склады временного хранения могут быть двух типов: открытого или закрытого типа.
Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для использования любыми лицами. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров (например, пищевых продуктов, нефтепродуктов и т.д.), в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения. Владелец склада временного хранения вправе ограничить сферу своей деятельности путем определения типа склада временного хранения. В данном случае в роли участника таможенных правоотношений выступает не лицо, перемещающее товары через таможенную границу, т.е. участники внешнеэкономической деятельности, а взаимоотношения таможенных органов осуществляются с одним из лиц, которые в таможенном законодательстве называются лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (то есть лица, оказывающие посреднические услуги, которые, однако, также могут одновременно выступать и в роли лица, перемещающего товары через таможенную границу).
Иными местами временного хранения иностранных товаров в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (в нашем случае в Российской Федерации) могут являться согласно ч. 1 ст. 168 ТК ТС ЕврАзЭС и ст. 198 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ:
1) склад таможенного органа;
2) склад получателя товаров;
3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;
4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;
8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.
2. Вторым условием, согласно абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи, является то, что места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза. Соответственно в Российской Федерации согласно статье 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ детализированно устанавливаются следующие обязательные требования:
1) помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля;
2) к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Данное требование не применяется к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, который расположен в пункте пропуска и на который не будут доставляться товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Территория, предназначенная для использования в качестве склада временного хранения, является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток. За въезд транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанную в ч. 2 комментируемой статьи территорию и его нахождение на ней в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не взимается;
3) к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются также следующие требования:
- наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
- расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости;
- наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам;
- ограждение прилегающей территории, указанной в части 2 статьи 71 вышеупомянутого Закона. Если технологические особенности функционирования склада временного хранения делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, то по решению таможни указанная территория может быть обозначена в порядке, установленном для обозначения зон таможенного контроля;
- ограждение либо обозначение на местности открытой площадки, если она используется в качестве склада временного хранения (учитывая специфику склада в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения);
- территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
- наличие на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения (если на указанном складе предполагается хранение таких товаров);
- наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения;
- обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, необходимость, количество и тип которых таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в Российской Федерации. Тип технических средств для проведения радиационного контроля, критерии принятия решений об их необходимости и о количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
- наличие досмотровой рентгеновской техники, необходимость и количество которой таможенный орган устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом. Тип досмотровой рентгеновской техники, критерии принятия решений о ее необходимости и количестве определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
- наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;
- наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;
- наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники;
- обеспечение возможности передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на складе временного хранения, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на складе временного хранения;
- наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника);
- наличие электронной системы размещения и учета товаров (для складов временного хранения, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенными органами, и позволяющей таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках, а также проведение осмотров, измерений, пересчетов, взвешивания товаров работниками склада и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций;
- склад временного хранения открытого типа должен располагаться в достаточной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей;
- склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории;
- склад временного хранения не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов;
4) в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, в том числе исходя из специализации, пропускной способности и оборудования пункта пропуска, при соблюдении которых на территории склада временного хранения будет размещаться таможенный орган, ФТС России вправе устанавливать дополнительные и (или) иные требования к обустройству, оборудованию, месту нахождения склада временного хранения и прилегающей территории.
Согласно ч. 6 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ в отношении складов закрытого типа могут не применяться требования к обустройству и оборудованию и месту нахождения. В п. п. 6, 11, 15 и 18 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ указаны следующие требования:
1) территория склада временного хранения не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;
2) наличие погрузо-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузо-разгрузочная техника);
3) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на складе временного хранения, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров, которые планируется хранить на складе временного хранения;
4) склад временного хранения должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории.
Данные исключения из общих правил принимаются по решению таможенного органа исходя из специфики хранимых товаров и соблюдения критериев, установленных ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (т.е. при условии обеспечения сохранности товаров и исключения доступа к ним посторонних лиц).
Следует учитывать, что согласно ч. 2 ст. 168 ТК ТС ЕврАзЭС все места временного хранения являются зоной таможенного контроля, что определяет, например, ч. 1 ст. 97 ТК ТС ЕврАзЭС, в соответствии с которой такими зонами являются территории складов временного хранения и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза. А ч. ч. 2 и 3 ст. 97 ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрено, что зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
За несоблюдение данных правил законодательством государства установлена ответственность.
Например, в Российской Федерации ст. 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.
В сложившейся судебной практике уже имеются случаи привлечения к ответственности по данной категории дел.
Так, в Постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 N 17АП-8387/2013-АКу по делу N А60-10354/2013 и от 27.09.2013 N 17АП-10265/2013-АК по делу N А60-10388/2013 дважды одному и тому же юридическому лицу в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности таможенным органом по ст. 16.14 КоАП РФ за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций отказано, поскольку наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности подтверждены.
В частности, суд указал, что поскольку срок, установленный решением начальника таможни о создании временной зоны таможенного контроля в иных местах (в данных случаях по месту нахождения лица, привлекаемого к ответственности), истек, то таможенным органом обоснованно была применена ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения в виде наложения административного штрафа на юридическое лицо согласно статье 16.14 КоАП.
3. Частью 3 комментируемой статьи установлено также, что товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров. Это, как правило, согласно ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ склады закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца данного склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.
Согласно части 4 комментируемой статьи размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза.
В настоящее время в Российской Федерации в целях реализации положений ч. 2 ст. 121, ч. 4 ст. 168 ТК ТС ЕврАзЭС такая процедура утверждена Приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах".
Порядок предусматривает, что перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченные лица) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия) (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).
Уполномоченное лицо не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.
Если на момент представления указанных документов товары уже размещены в месте их временного хранения, в качестве указанных документов используется отчетность по форме ДО-1.
Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ (иного места временного хранения товаров) и содержащий отметки, предусмотренные вышеназванным Порядком.
Журнал регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, ведется в электронном виде. Регистрация осуществляется в срок не более одного часа после подачи таких документов таможенному органу.
Если временное хранение товаров будет осуществляться не в месте расположения таможенного поста, производящего завершение таможенной процедуры таможенного транзита, либо таможенного поста, которому предъявляются товары в месте прибытия, указанный таможенный пост контролирует фактическое размещение товаров в месте временного хранения в ходе проведения проверки товаров.
Перемещение товаров из места расположения таможенного поста до места их временного хранения осуществляется таможенным органом с применением таможенного наблюдения в соответствии со ст. 114 ТК ТС ЕврАзЭС, в том числе с применением технических средств (за исключением случаев, когда документы представлены в таможенный орган владельцем СВХ (иного места временного хранения)).
Если при осуществлении таможенного наблюдения таможенным постом устанавливаются факты незапланированных остановок транспортного средства, изменения маршрута движения в случае, если перемещение товаров из места прибытия на СВХ (иное место временного хранения товаров) осуществляется по постоянному маршруту, начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях по контролю за перемещением товаров, в случае необходимости организует выезд уполномоченного должностного лица таможенного поста на место возникновения нештатной ситуации в целях установления причины происшествия.
В случае установления факта невозможности осуществления дальнейшей перевозки товаров на СВХ (иное место временного хранения) начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) принимает решение о дальнейших действиях в отношении товаров, а также обеспечивает оформление спецсообщения согласно установленному порядку и направление его в оперативно-дежурную службу таможни.