Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 140
Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:
1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);
2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;
4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.
Статья 139 Таможенный брокер (представитель) | Статья 141 Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) |
1. Части 1 и 2 комментируемой статьи закрепляют права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы.
Примечательно, что одновременно и в правах, и в обязанностях таможенного эксперта (эксперта) содержится, с одной стороны, право, а с другой стороны, обязанность таможенного эксперта (эксперта) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе. Это объясняется тем, что на основании п. 4 Порядка проведения таможенной экспертизы, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 258, таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы таможенным органом направляются необходимые материалы и документы для ее проведения, поэтому в таком случае у него возникает обязанность ознакомления с ними. В то же время, если из представленных документов он установит, что ему необходимы иные документы, таможенный эксперт (эксперт) будет реализовывать свое право на ознакомление с недостающими документами и материалами, в том числе посредством реализации права, предоставленного пп. 4 п. 1 комментируемой статьи, запрашивать дополнительные документы.
Право таможенного эксперта привлекать других таможенных экспертов (экспертов), предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 140 ТК ТС ЕврАзЭС, к производству таможенной экспертизы в ТК ТС ЕврАзЭС ограничено получением согласия таможенного органа, назначившего проведение таможенной экспертизы. Порядок привлечения экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации закреплен в Приказе ФТС России от 21.07.2011 N 1500. В нем подробно изложен алгоритм принятия подобного решения и сводится он к переписке между таможенным органом, назначившим экспертизу, и таможенным органом, которому поручено проведение таможенной экспертизы, по результатам которой окончательное решение за принятием решения о привлечении иной уполномоченной организации остается за таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. Если от него поступит два отказа от привлечения стороннего эксперта, таможенный эксперт обязан выполнить экспертизу в пределах имеющихся возможностей. У таможенного эксперта отсутствует возможность отказаться от проведения таможенной экспертизы, так как он может это сделать, согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, только в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для проведения таможенной экспертизы.
Представляется, что право эксперта отказаться от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию, скорее должно быть обязанностью таможенного эксперта (эксперта), так как дача заключения по результатам таможенной экспертизы, проведенной некомпетентным лицом, может иметь серьезные негативные последствия, включая отмену любого решения таможенного органа, принятого в соответствии с его заключением. Столь короткий срок для принятия решения об отказе от проведения таможенной экспертизы (1 рабочий день) призывает таможенного эксперта (эксперта) оперативно принимать решение об отказе в проведении таможенной экспертизы при отсутствии необходимой компетенции, так как по истечении данного срока такой отказ становится невозможным.
2. Таможенный эксперт (эксперт), в силу п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, вправе уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией. В то же время заключение таможенного эксперта (эксперта) должно содержать ответы только на поставленные вопросы. Однако эксперт на основании п. 2 ч. 2 комментируемой статьи обязан включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых были поставлены вопросы. Таким образом, данные право и обязанность таможенного эксперта (эксперта) направлены прежде всего на получение полного представления по исследуемой проблеме даже в том случае, если вопросы должностным лицом таможенного органа были сформулированы не вполне корректно, либо в какой-то части не охватили весь спектр исследования.
3. Пункт 9 ч. 1 комментируемой статьи закрепил за таможенным экспертом право на участие в проведении таможенного контроля. Данная норма права корреспондирует с правом таможенных органов привлекать к проведению таможенного контроля специалистов и экспертов из других государственных органов на основании ст. 102 ТК ТС ЕврАзЭС. Примером реализации данного права является участие эксперта при отборе проб и образцов товаров.
Также таможенный эксперт имеет ряд иных прав и обязанностей, связанных непосредственно с проведением таможенной экспертизы (использовать научно-техническую информацию из опубликованных источников, использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями, соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы), а также с использованием ее данных, например, не разглашать сведения, полученные в результате таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением установленных национальным законодательством случаев (при проведении дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства).
4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что ответственность таможенного эксперта (эксперта) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусматривается национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. Административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения установлена ст. 19.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ, уголовная - ст. 307 Уголовного кодекса РФ.