Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 11


Статья 11 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе (действующая редакция)

1. В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:

1) товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;

2) российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

3) иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

4) товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;

5) транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

6) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом;

7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;

8) ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

9) вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;

10) незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом;

10.1) утратил силу.

11) таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств;

12) лица - юридические и физические лица, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;

13) российские лица - юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;

14) иностранные лица - лица, не указанные в подпункте 13 настоящего пункта;

15) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

16) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

17) таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом;

18) заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

19) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

20) таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;

21) таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей;

22) таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами;

23) выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом;

24) свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

25) налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом;

26) внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации;

27) таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с настоящим Кодексом;

28) транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

29) коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

30) таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

31) таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров;

32) счет Федерального казначейства - счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Все иные понятия употребляются в настоящем Кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 10
Отношение к информации, полученной таможенными органами
Статья 12
Перемещение товаров (в том числе валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу

Комментарий к ст. 11 ТКТС РФ

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи таможенные органы консультируют всех заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Таким образом, в понятие консультирования включаются не все вопросы, а только включающие таможенную составляющую: о таможенном законодательстве, а также вопросы, относящиеся к подведомственности таможенных органов и установленные их административными регламентами. В настоящее время в Российской Федерации действует Приказ ФТС России от 09.06.2012 N 1128 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов".

При этом под заинтересованными лицами понимается весь круг лиц, так или иначе участвующих во внешнеторговом обороте, их представителей, физических и юридических лиц, причастных к соблюдению особого круга правил, предусмотренных таможенным контролем, таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), осуществлением и соблюдением порядка и правил в ходе осуществления таможенных операций и таможенных процедур и т.д.

Таким образом, среди заинтересованных лиц мы можем выделить как названное в п. 7 части 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС понятие - заинтересованные лица, т.е. те лица, чьи интересы в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально, так и субъектов таможенных правоотношений, перечисленных в п. п. 6, 9, 13, 14, 21, 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС (декларант; иностранное лицо; физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом; лицо государства - члена Таможенного союза; перевозчик и таможенный представитель), а также и тех лиц, содержание статуса которых определяется и в других статьях ТК ТС ЕврАзЭС, например, в ст. ст. 12, 18, 23, 28, 33, 38, 79, 186, 318 - 320, 322, 325, 326 ТК ТС ЕврАзЭС, а также физических лиц, перечисленных в главе 49 ТК ТС ЕврАзЭС при перемещении товаров для личного пользования. Кроме того, общие положения, относящиеся к информированию и консультированию в Российской Федерации, содержатся и в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

Между тем Административный регламент, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (далее - ФТС России), содержит несколько иной "круг получателей государственной услуги", определяя этих лиц: получателями государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, являются физические и юридические лица.

Согласно Регламенту ФТС России осуществляет общее руководство предоставлением государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию всеми таможенными органами РФ (РТУ и таможнями) по обращениям лиц. ФТС России также обеспечивает размещение на официальном сайте ФТС России в сети Интернет информации о таможенных органах, осуществляющих непосредственное предоставление государственной услуги и опубликование в своих официальных изданиях:

- актов таможенного законодательства Таможенного союза;

- законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

- нормативных и иных правовых актов ФТС России в области таможенного дела;

- информации о подготавливаемых нормативных правовых актах;

- информации о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела. ФТС России публикует свои правовые акты, используя свои информационные системы и информационные технологии.

Как уже указывалось выше, непосредственное оказание государственной услуги по информированию в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется региональными таможенными управлениями (далее - РТУ) и таможнями (входящими в структуру РТУ) по обращениям в них лиц.

Консультирование заинтересованных лиц таможенными органами в настоящее время осуществляется в устной и письменной формах бесплатно, в отличие, например, от раннего периода времени, когда консультирование осуществлялось на возмездной основе (плата за информирование и консультирование согласно п. 9 ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) входила в структуру таможенных платежей) <1>.
--------------------------------
<1> Таможенный кодекс Российской Федерации, утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1 // Российская газета. 21.07.1993. N 138 - Утратил силу.

Размер платы устанавливался ст. 391 ТК РФ в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации <1>, причем оплата производилась в сумме, эквивалентной долларам США (по курсу на день принятия заявления о консультировании), за каждую полную или неполную страницу текстового документа либо за каждые полные или неполные полчаса (при устном консультировании). Размеры платы и дополнительного возмещения зависели от количества страниц в тексте правового акта, вида правового акта (опубликованные акты таможенных органов; неопубликованные акты таможенных органов; акты законодательства Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации), способа передачи текста правового акта заинтересованному лицу, носителя информации, запрашиваемого срока предоставления текста правового акта <2>.
--------------------------------
<1> Приказ ГТК РФ от 15.05.1995 N 318 "Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам" // Российские вести. 06.07.1995. N 124. - Утратил силу.

<2> Там же.

Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов заинтересованных лиц в области таможенного регулирования и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу и тем самым выполняют одну из своих основных задач, сформулированных в п. 6 ч. 1 ст. 6 ТК ТС ЕврАзЭС.

Консультируя заинтересованные органы и лица, таможенные органы не должны быть связаны с выполнением другой своей основной задачи - совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля (п. 3 ч. 1 ст. 6 ТК ТС ЕврАзЭС), и поэтому в ч. 5 ст. 11 ТК ТС ЕврАзЭС установлено, что информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом (или его должностным лицом) при совершении таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров.

2. Должностные лица таможенного органа также не имеют права в соответствии с п. п. 3 и 4 ч. 4 ст. 11 ТК ТС ЕврАзЭС при консультировании вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы, а также совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы.

3. Кроме того, на таможенные органы при проведении консультирования налагаются иные ограничения, установленные ч. 2 ст. 11 ТК ТС ЕврАзЭС: проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам, а также составлять по этим документам таможенные декларации и документы, представляемые таможенным органам. Однако при этом должностным лицам таможенных органов не запрещено консультировать лиц по вопросам, связанным с документами, представляемыми таможенным органам, и с заполнением таможенной декларации. Но такие консультации согласно ч. 3 ст. 11 ТК ТС ЕврАзЭС могут проводиться только в устной форме и без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом.

4. Особо оговаривается в п. 4 ч. 4 ст. 11 ТК ТС ЕврАзЭС, что должностным лицам таможенных органов запрещается сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 6 ст. 11 ТК ТС ЕврАзЭС порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации в настоящее время действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ