Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 358 ТК РФ


Статья 358 ТК РФ. Обязанности государственных инспекторов труда (действующая редакция)

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Статья 357
Основные права государственных инспекторов труда
Статья 359
Независимость государственных инспекторов труда

Комментарий к ст. 358 ТК РФ

1. При осуществлении надзорно-контрольных полномочий федеральной инспекции труда государственные инспекторы действуют в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Перечень таких актов приведен в ст. 5 ТК.

В первую очередь государственные инспекторы труда руководствуются ст. 18 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. Эта норма обязывает их:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого работодателя;

- проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя соответствующего органа федеральной инспекции труда;

- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя, соответствующего органа федеральной инспекции труда и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Закона, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;

- не препятствовать руководителю (его заместителю) проверяемой организации присутствовать во время проведения проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

- предоставлять присутствующему руководителю (его заместителю) проверяемой организации информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить руководителя (его заместителя) проверяемой организации с результатами проверки;

- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие таких мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья работников, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов работодателя;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

- соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом;

- не требовать от работодателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (его заместителя) ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале проверок.

Помимо этого, государственные инспекторы труда должны учитывать положения ведомственных нормативных правовых актов, принимаемых федеральной инспекцией труда.

2. В трудовые договоры, заключаемые руководителями соответствующей государственной инспекции труда с лицом, принимаемым на должность государственного инспектора труда, необходимо включать установленную ч. 2 ст. 358 ТК обязанность сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную государственным инспектором труда при осуществлении надзорно-контрольных полномочий, а также после оставления занимаемой должности (см. ст. 57 ТК).

3. Часть 2 комментируемой статьи возлагает на государственных инспекторов труда обязанность воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике, обратившемся в государственную инспекцию труда за защитой своих трудовых прав. Это необходимо в целях предотвращения фактов сокрытия правонарушений, т.к. работники зачастую отказываются информировать федеральную инспекцию труда о нарушениях их трудовых прав, опасаясь негативной реакции со стороны работодателя.

Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ