Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 37 НК РФ
1. Органы внутренних дел, следственные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел, следственных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 36 Полномочия органов внутренних дел, следственных органов | Статья 38 Объект налогообложения |
Комментируемая статья, аналогично положениям статьи 35 НК РФ, предусматривающей ответственность налоговых органов и их должностных лиц, устанавливает условия и виды ответственности органов внутренних дел и следственных органов, а также их должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам.
Для наступления ответственности указанных лиц за вред, причиненный налогоплательщикам, необходимы: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между двумя первыми элементами и вина причинителя вреда.
В пунктах 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимость расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых может быть представлена смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг и т.п.
В Постановлении от 12.08.2008 N КА-А40/6668-08 ФАС Московского округа отклонил довод организации со ссылкой на правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 04.02.1999 N 18-О, согласно которой результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, то есть так, как это предписывается статьями 49 (частью 1) и 50 (частью 2) Конституции РФ и частью 3 статьи 64, статьей 68 АПК РФ, о том, что сами по себе протоколы опроса не могут быть использованы ни при производстве по делу о налоговом правонарушении, ни в арбитражном процессе - содержащиеся в них сведения должны в указанных целях быть проверены в порядке статьи 90 НК РФ или статьи 88 АПК РФ, регламентирующих порядок снятия свидетельских показаний и содержащих гарантии достоверности этого вида доказательств в виде предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а также в случае снятия показаний в порядке статьи 90 НК РФ - в виде санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 НК РФ за неправомерные действия (бездействие) должностных лиц и других сотрудников органов внутренних дел в ходе выездных налоговых проверок; в этой связи протоколы опроса являются недопустимыми доказательствами (см. также Постановление ФАС Центрального округа от 18.05.2009 N А64-6290/07-16).