Лесной кодекс РФ, N 200-ФЗ | ст. 58 ЛК РФ
Статья 57 Авиационные работы по охране лесов от пожаров | Статья 59 Утратила силу с 1 марта 2017 года. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 218-ФЗ. |
Комментируемая статья устанавливает специальный режим охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами. "Радиоактивные вещества - источник особо повышенной опасности как для здоровья людей, так и для всех живых организмов. К ним относятся: ядерные материалы (уран обедненный, естественный или обогащенный, включая уран-233, плутоний и торий, любые из этих веществ в форме металла, сплава, химических соединений, концентрата, свежего или отработанного реакторного топлива, взрывчатка, ядерные боеприпасы, радиоактивные газы, многочисленные источники ионизирующего излучения, как закрытого, так и открытого типа, а также радиоактивные отходы" <1>. В соответствии с подп. 12 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, загрязненные радиоактивными веществами, ограничиваются в обороте. "Это особо опасные случаи загрязнения. Они накапливаются в организме животных, людей, в почвах, земле, водах, растительности, атмосфере.
--------------------------------
<1> Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 363.
Важное значение имеет учет и контроль за наличием в окружающей среде радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО)" .
--------------------------------
В соответствии с Положением "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, данная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; за выполнением международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. Осуществляет лицензирование деятельности по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиоактивных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316, Федеральное агентство по атомной энергии является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере. Данное агентство является органом государственного управления использования атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальным компетентным органом по выполнению обязательств РФ в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях. Федеральное агентство по атомной энергии ведет также государственный регистр ядерных материалов.
Сегодня одним из вопросов является также изучение солнечной радиации, 40% которой достигает поверхности Земли. "В зависимости от того, где рассматривать радиацию - в глубине леса, или на его опушке (на северной, южной и т.д.), или на прогалине, на вырубке, или на просеке, разными будут и суммарная радиация, и соотношение ее составных частей в виде прямой и рассеянной радиации, различных по физиологической активности лучей. При этом по-разному будут проявляться и взаимодействия леса и солнечной радиации. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
Эти взаимодействия различаются и под пологом леса, влияние которого по- разному проявляется в зависимости от состава древостоя, формы насаждения, сомкнутости, возраста, высоты и т.п.
Радиационный баланс леса выше радиационного баланса других видов поверхности Земли. По имеющимся данным, за сутки радиационный баланс леса превышает баланс луга на 17% и более (Раунер и Руднев, 1962), баланс поля на 10 - 25% (Fleming G., 1968 и др.). Это объясняется тем, что лес поглощает больше лучистой энергии, а отражает ее меньше, чем поле или луг, а также тем, что в процессе обмена энергии температура поверхности растений в лесу ниже, чем в поле, что приводит к пониженному излучению тепла лесом" <1>.
--------------------------------
<1> Мелехов И.С. Лесоведение: Учеб. 3-изд., испр. и доп. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. С. 81, 82.
Спектр нормативных актов в области радиационной безопасности широк, следует отметить в рамках комментируемой статьи Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории".