Лесной кодекс РФ, N 200-ФЗ | ст. 2 ЛК РФ
1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Статья 1 Основные принципы лесного законодательства | Статья 3 Отношения, регулируемые лесным законодательством |
Начиная с 2004 г. постоянно пересматривалась компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования. Назовем ряд федеральных законов, которые вносили изменения во весь спектр источников экологического права, затрагивая в том числе интересующий нас вопрос разграничения полномочий:
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований";
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Вопрос о пределах правотворчества субъектов по предметам совместного ведения экологического законодательства не был исключением в поле зрения указанных федеральных законов. Причем большие полномочия предоставлялись то федеральным органам, то органам субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся как вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, так и само земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. "Все субъекты Российской Федерации являются равноправными. Таким образом, руководствуясь также Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.), они вправе осуществлять собственное нормотворчество по вопросам совместного ведения. Также в соответствии со ст. 3 указанного Закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев. Однако следует подчеркнуть, что законодателем, как правило, не дается в исчерпывающем виде ни перечень полномочий федеральных органов, ни перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ. В связи с чем и возникают вопросы, не превысили ли субъекты РФ свои полномочия по изданию того или иного нормативного акта. Сама по себе правовая конструкция "совместное ведение" на уровне нормативного документа не раскрыта. Тем не менее следует придерживаться как сложившейся судебной практики, так и имеющихся комментариев к Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения" <1>. Ныне действующая редакция подчеркивает возможность каждого из уровней власти осуществлять нормотворчество в рамках лесного законодательства исходя из своих полномочий, которые установлены в ст. 81 - 84 настоящего Кодекса. И обратим внимание на то, что только полномочия органов местного самоуправления носят исчерпывающий характер.
--------------------------------
<1> Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. С. 9.
Из текста статьи 2 ЛК РФ также вытекает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения и состоит из разного уровня нормативных правовых актов по их юридической силе. Следует отметить, что, в отличие от старой редакции Лесного кодекса, в новой вопрос о месте и роли международного права в области использования, охраны и защиты лесов не упоминается. Тем не менее п. 4 ст. 15 Конституции РФ действует и прямо говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Речь идет об источниках национальной системы права, причем имеющих наивысшую юридическую силу.