Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 96 КВВТ РФ


Статья 96 КВВТ РФ. Виды маршрутов перевозок пассажиров (действующая редакция)

Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на следующие виды:

транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

экскурсионно-прогулочные - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

Условия определения предусмотренных настоящей статьей видов маршрутов перевозок пассажиров устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Статья 95
Общие положения
Статья 97
Договор перевозки пассажира и договор фрахтования судна

Комментарий к ст. 96 КВВТ РФ

Согласно комментируемой статье производится разграничение маршрутов перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг.

Специалистами верно отмечено, что принципиальных юридических отличий для взаимоотношений перевозчика и пассажира в рамках договора разграничение указанных в комментируемой статье маршрутов не имеет. Эта классификация имеет значение преимущественно для требований к оснащению судов, конкретизации требований к наличию необходимых документов, должностных лиц и работников (касается туристских маршрутов) для получения лицензии и иных организационных моментов <136>.

--------------------------------

<136> См.: Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (постатейный) / Под ред. С.Ю. Морозова. М., 2015.

Законодатель определил следующие виды маршрутов перевозок на внутреннем водном транспорте:

- транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;

- туристские - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;

- экскурсионно-прогулочные - маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа.

Согласно нормативному положению комментируемой статьи условия определения предусмотренных комментируемой статьей видов маршрутов перевозок пассажиров устанавливаются Правилами перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте. В частности, при определении вида маршрутов учитывать следующие условия:

- транзитным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров в границах нескольких субъектов РФ;

- местным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров в границах одного субъекта РФ;

- пригородным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров между городом и тяготеющими к нему населенными пунктами, дачными поселками и местами массового отдыха протяженностью до 100 км, а при обслуживании этих маршрутов скоростными судами - до 150 км;

- внутригородским маршрутом перевозка пассажиров осуществляется между речными портами и отдельно стоящими причалами, расположенными в границах городской черты;

- переправы предназначены для транспортных связей двух противоположных берегов внутренних водных путей в местах их пересечения с автомобильными и железными дорогами, а также в населенных пунктах, расположенных на противоположных берегах внутренних водных путей;

- туристским маршрутом осуществляется перевозка пассажиров с целью организованного отдыха и (или) ознакомления с объектами культурно-исторического наследия и памятниками архитектуры продолжительностью свыше 24 часов;

- экскурсионно-прогулочным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров с целью организованного отдыха и (или) ознакомления с объектами культурно-исторического наследия и памятниками архитектуры продолжительностью менее 24 часов.

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения отнесены к вопросам местного значения (п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При этом ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющей принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта РФ полномочий по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, включая:

- организацию транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (п. 12);

- установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством (п. 55).

Пример: в суде рассматривалось требование о взыскании убытков в виде неполученных субсидий на покрытие выпадающих доходов в связи с перевозкой пассажиров речным транспортом. Судом было установлено, что убытки возникли в виде разницы между фактическими расходами на оказание услуг перевозки, полученными субсидиями с доходами от продажи билетов и компенсацией стоимости перевозки льготной категории граждан.

Судом отмечено, что отнесение маршрутов перевозок, в рамках которых обществом оказывались транспортные услуги в спорный период, к внутригородским или пригородным влияет на распределение соответствующих публичных полномочий и расходных обязательств в сфере транспортного обслуживания населения речным транспортом.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что утверждение Постановлением администрации от 29 апреля 2011 г. N 1234 перечня речных маршрутов в числе внутригородских свидетельствует лишь о решении ответчиком вопросов, относящихся в силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, и не имеет значения для правильного рассмотрения настоящего спора, сделан без учета всей совокупности норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Дело было направлено на новое рассмотрение, так как не определено, к расходным обязательствам бюджета какого уровня относится возмещение спорных выпадающих доходов, надлежаще не проверен расчет иска (см. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 ноября 2014 г. N Ф03-5039/2014 по делу N А73-15431/2013).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ