Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 9 КВВТ РФ


Статья 9 КВВТ РФ. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях (действующая редакция)

1. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей. Добыча общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей. Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на внутренних водных путях государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

3. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с администрациями бассейнов внутренних водных путей, или на основании их заявок.

4. Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.

5. Эксплуатация регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений и регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании международных договоров Российской Федерации.

7. Не допускается создание искусственных земельных участков, если их создание не соответствует требованиям безопасности судоходства.

Статья 8
Содержание внутренних водных путей
Статья 10
Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта

Комментарий к ст. 9 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья содержит комплекс правовых норм, регулирующих порядок осуществления строительства и эксплуатации различных инженерных сооружений на внутренних водных путях.

Основное законодательное требование к строительству и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях заключается в осуществлении такой деятельности по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

В соответствии с п. 419, 420 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта возведение причалов, эксплуатация паромов, сооружение канатных паромных переправ и разводных наплавных мостов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должно быть согласовано с соответствующими бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Проекты паромных переправ и разводных наплавных мостов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должны быть согласованы с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Проекты строительства и реконструкции причалов речных портов должны быть согласованы с Ространснадзором.

Пример: протоколом заседания технического совета ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" от 21 мая 2014 г. N 21 ООО "Гранит" были выставлены условия реконструкции причала в целях использования его для погрузочно-разгрузочной деятельности сухогрузных судов грузоподъемностью до 5 000 тонн.

Протоколом заседания технического совета ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" от 5 ноября 2014 г. N 46 согласован проект производства работ по берегоукреплению территории ООО "Гранит".

После проведения обществом необходимых работ и мероприятий в соответствии с предъявленными требованиями и условиями протоколом заседания технического совета ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" от 10 декабря 2014 г. N 54 согласован проект "Реконструкция причального сооружения, расположенного в Багаевском районе Ростовской области на 3 074,6 км реки Дон", разработанного ООО "СМУ" для ООО "Гранит".

Письмом от 9 июня 2015 г. N 03.2/453 в соответствии с положительным заключением Азово-Черноморского территориального управления от 5 июня 2015 г. N 4087 также было согласовано проведение дноуглубительных работ на акватории реконструируемого причала общества. Указанное причальное сооружение принято в эксплуатацию в соответствии с актом приемочной комиссии от 7 июля 2015 г., акт подписан представителями собственника, подрядной, проектной организаций, а также ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" (см. Постановление Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. по делу N А53-24115/2015).

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи добыча общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях также осуществляется по согласованию с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей.

Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях утвержден Приказом Минтранса от 9 февраля 2018 г. N 55.

Для получения решения о согласовании добычи пользователь недр (заявитель) должен подать в администрацию заявление о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях. Заявление можно подать в электронной форме или на бумажном носителе.

В заявлении должны быть указаны:

- полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, местонахождение (для юридического лица);

- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя);

- почтовый адрес заявителя;

- адрес электронной почты заявителя (при наличии);

- реквизиты лицензии на пользование недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых либо для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемых по лицензии.

Предоставление лицензии необходимо, поскольку в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выдается на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ, содержит текстовые, графические и иные приложения, определяющие основные условия пользования недрами.

К заявлению о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях должны быть приложены копии:

- учредительных документов (для юридического лица);

- документа, удостоверяющего личность заявителя (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя);

- свидетельства о постановке на учет заявителя в налоговых органах;

- согласованного и утвержденного технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых;

- плана русловой съемки части внутреннего водного пути с указанием на нем контура подсчета запасов, границ горного отвода и блоков разработки, судового хода и подходов к месторождению;

- предыдущего решения администрации бассейна внутренних водных путей о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях (в случае повторного рассмотрения документов).

Подробный перечень приведен в Порядке, утв. Приказом Минтранса от 9 февраля 2018 г. N 55.

Заявление и прилагаемые документы на бумажном носителе направляются в администрацию бассейна внутренних водных путей почтовым отправлением с описью вложения или представляются заявителем лично.

Заявление и прилагаемые документы могут быть направлены в электронном виде по адресу электронной почты администрации бассейна внутренних водных путей.

Заявление должно быть скреплено печатью заявителя (при наличии) и подписано заявителем, а в случае его подачи в электронном виде - подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление рассматривается в срок не более 30 рабочих дней со дня его регистрации администрацией бассейна внутренних водных путей. Решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях выдается заявителю лично или направляется заявителю на адрес электронной почты (при наличии) с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении, в день подписания.

Решение должно содержать информацию об участках, на которых разрешается добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Решение выдается на срок действия лицензии или на срок 5 лет по следующим участкам внутренних водных путей:

- со свободным течением воды и интенсивным русловым переформированием, оказывающим постоянное влияние на местоположение и габариты судового хода;

- на которых происходит снижение уровней при одних и тех же расходах воды.

Основаниями для принятия администрацией решения об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях выступают:

- подача заявления с нарушением установленного порядка;

- наличие в заявлении и (или) прилагаемых документах недостоверных сведений;

- несоответствие добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях требованиям нормативных правовых актов в области безопасности судоходства при добыче общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях, в том числе в части:

обеспечения сохранности и видимости средств навигационного оборудования, установленных габаритов судовых ходов и навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов;

обеспечения беспрепятственного прохода судов по внутренним водным путям;

отсутствия условий для временного изменения габаритов судового хода и его местоположения и (или) изменения организации движения судов за счет заявителя.

Заявитель имеет право повторно обратиться с заявлением в случае принятия администрацией решения об отказе при условии устранения замечаний.

3. Также в п. 1 комментируемой статьи установлена необходимость проведения государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на внутренних водных путях в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 54 ГрК.

Государственный градостроительный надзор осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".

Приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. N 38 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента РФ возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства на внутренних водных путях осуществляет Ростехнадзор, действующий в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401.

В соответствии с приведенными нормативными правовыми актами государственный строительный надзор осуществляется:

- при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

- при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

4. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность владельцев сооружений на внутренних водных путях осуществлять за свой счет установку навигационных огней и знаков, другого оборудования и обеспечивать их функционирование в целях обеспечения безопасности судоходства. Обязательные требования устанавливаются Правилами плавания судов по внутренним водным путям (приложение N 4) и согласуются с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Навигационные знаки и огни предназначены:

- для указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей;

- указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты;

- указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) других искусственных сооружений;

- указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности;

- регулирования движения на засемафоренных участках пути.

Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца.

Все навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.

К береговым знакам относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки.

Плавучие знаки (буи, бакены, вехи) подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности.

Пример: общество "Иркутск-Терминал" имело в собственности 6 причалов, расположенных на левом берегу р. Лена. Обществом на основании договора водопользования принят в пользование участок акватории реки Лены, с целью использования акватории водных объектов, в том числе в рекреационных целях, вид водопользования - совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Осетровским линейным отделом Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора в отношении ООО "Иркутск-Терминал" была проведена проверка. В ходе проверки выявлено в том числе следующее: не обозначены навигационными знаками границы рейда ООО "Иркутск-Терминал" и не проводится траление рейда, что может привести к посадке судов на мель, розливу нефтепродуктов и другим аварийным ситуациям с судами на рейде общества. Обществу было вынесено предписание о необходимости установить рейдовые столбы, ясно видимые днем и освещаемые ночью (обозначить навигационными знаками границы рейда ООО "Иркутск-Терминал"); провести траление рейда ООО "Иркутск-Терминал".

ООО "Иркутск-Терминал", полагая предписание в названной части не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). Суд отказал обществу в удовлетворении его требований, суд апелляционной инстанции отменил соответствующее решение, но в кассации была подтверждена правомерность первоначально вынесенного решения.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что причалы, принадлежащие обществу, на которых оно осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте на основании лицензии по обращению любого юридического лица, являются причалами общего пользования, в связи с чем общество в силу п. 1 ст. 8 КВВТ не является субъектом, обязанным проводить путевые работы, в том числе работы по устройству и содержанию подходов к причалам общего пользования. На общество не может быть возложена обязанность по проведению тральных и других работ по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на подходах к причалам общего пользования.

Суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что вменяемые обществу нарушения связаны с несоблюдением предусмотренных приведенными нормами требований безопасности при эксплуатации принадлежащих ему причалов. Суд апелляционной инстанции ошибочно применил к возникшим правоотношениям положения ст. 8 КВВТ, регламентирующей содержание внутренних водных путей, нарушение которой обществу не вменялось, и не дал оценку оспариваемому предписанию на соответствие нормам, нарушение которых установлено административным органом.

Между тем суд первой инстанции, проанализировав положения ст. 9 КВВТ, пришел к правильному выводу о направленности данной нормы на создание безопасных условий плавания судов и обеспечение сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях. И порт, и причал являются гидротехническими сооружениями, имеющими единое функциональное и технологическое назначение в части обслуживания пассажиров и судов, осуществления операций с грузами (погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов). В связи с этим именно общество как владелец вышеназванных гидротехнических сооружений обязано обеспечить выполнение требований, предусмотренных п. 1 ст. 56 КВВТ, вне зависимости от источника финансирования этих работ (см. Определение Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 302-КГ15-15052 по делу N А58-6198/2014).

5. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с администрациями бассейнов внутренних водных путей, или на основании их заявок.

Порядок и условия согласования с администрациями бассейнов внутренних водных путей, а также порядок подачи заявок на развод и подъем мостов определяются правовыми актами администрации бассейнов внутренних водных путей.

К примеру, Положение о проведении согласования и выдаче технических условий утверждено Приказом ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" от 29 декабря 2016 г. N 145 <32>.

--------------------------------

<32> URL: волгаводпуть.рф/uploads/polojenietu.doc (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

6. Пункты 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают обязанности владельцев сооружений, регулирующих уровень воды на внутренних водных путях.

Сооружения, регулирующие уровень воды на внутренних водных путях, - это "узел гидротехнических сооружений (гидроузел), в состав которого (кроме прочих сооружений) входят одна или несколько плотин. Выше гидроузла уровни воды повышаются, образуется водохранилище, которое позволяет аккумулировать "излишки" воды во время прохождения больших расходов (в период снеговых и дождевых паводков). В меженный период на участок реки ниже гидроузла подается дополнительный расход воды по сравнению с его естественными значениями (производятся попуски воды из водохранилища), уровни воды и глубины при этом повышаются. Таким образом, происходит выравнивание неравномерности распределения расхода воды по времени" <33>.

--------------------------------

<33> Водные пути и гидротехнические сооружения: Учебник для вузов / Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, А.В. Москаль, А.М. Гапеев, М.А. Колосов. СПб.: СПГУВК, 2011.

Владельцы сооружений, регулирующих уровень воды на внутренних водных путях, обязаны:

- во-первых, на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений поддерживать согласованные с Минтрансом уровни воды, необходимые для осуществления судоходства;

- во-вторых, осуществлять эксплуатацию регулирующих уровень воды сооружений и регулирование сброса воды ниже таких сооружений по согласованию с Минтрансом.

Для каждого водохранилища устанавливаются следующие характерные уровни воды, имеющие постоянные высотные отметки:

- ФПУ - форсированный подпорный уровень. Это уровень воды выше нормального, временно допускаемый в водохранилище при чрезвычайных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений (например, во время прохождения особо высокого паводка);

- НПУ - нормальный подпорный уровень. Это наивысший проектный уровень воды, который поддерживается в водохранилище при нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений (до этого уровня водохранилище может наполняться во время обычного паводка);

- УНС - уровень навигационной сработки. Это наинизший уровень воды, допускаемый в водохранилище в период навигации, при этом учитывается необходимость поддержания судоходных глубин;

- УМО - уровень мертвого объема. Это наинизший уровень воды, до которого допускается опорожнение (сработка) водохранилища <34>.

--------------------------------

<34> См.: Водные пути и гидротехнические сооружения: Учебник для вузов / Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, А.В. Москаль, А.М. Гапеев, М.А. Колосов. СПб.: СПГУВК, 2011.

7. Согласно п. 6 комментируемой статьи гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются международными договорами РФ.

Так, например, порядок и условия судоходства по водным путям определяет Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонии о судоходстве в бассейне Чудского, Теплого и Псковского озер, одобренное Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 794. В Соглашении определен перечень портов и пунктов, в которые разрешается заход судов государства другой договаривающейся стороны. Стороны открывают в них пункты пропуска через государственную границу в соответствии с действующим в государстве каждой договаривающейся стороны порядком. Одна из договаривающихся сторон обеспечивает судам государства другой договаривающейся стороны и их экипажам такое же обращение, как своим судам и их экипажам, на всех стадиях транспортного процесса, в частности в отношении пребывания судов государства одной договаривающейся стороны в портах, расположенных на водных путях государства другой договаривающейся стороны, осуществления портовых операций, использования портового оборудования и портовых складов, снабжения судов топливом, продовольствием и питьевой водой, обеспечению судоходства по бассейну Чудского, Теплого и Псковского озер.

8. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает запрет на создание искусственных земельных участков, если их создание не соответствует требованиям безопасности судоходства.

Комментируемая норма была включена в КВВТ Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 246-ФЗ). Норма направлена на ограничение создания на водных объектах искусственных земельных участков, не соответствующих требованиям безопасности. Другими словами, допускается создание только таких искусственных земельных участков, которые соответствуют требованиям безопасности судоходства.

Для правильного применения комментируемой нормы важно правильно определять, что является искусственным земельным участком. Определение закреплено в ст. 3 ФЗ N 246-ФЗ: под искусственным земельным участком понимается сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию земельным участком. Искусственно созданные земельные участки могут прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированными от них.

Пример: решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, были удовлетворены исковые требования заместителя генерального прокурора к дачному некоммерческому товариществу "ФМК" о демонтаже (сносе) самовольно возведенного сооружения. Объект, созданный дачным некоммерческим товариществом "ФМК" в акватории залива водохранилища и соединивший правый берег залива с безымянным островом, был признан самовольной постройкой. Суд запретил использование построенного объекта и обязал дачное некоммерческое товарищество "ФМК" привести водный объект в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) спорного объекта. Суд пришел к выводу, что спорный объект является не гидротехническим сооружением, а искусственно созданным земельным участком в акватории залива - без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство, проведения государственной экспертизы его проекта, без процедуры ввода его в эксплуатацию и регистрации права на него. Кроме того, суд посчитал, что созданный искусственный земельный участок способствует нарушению экологических, санитарно-эпидемиологических, природоохранных норм и правил, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Дачное товарищество обратилось в Конституционный Суд, считая, что в ФЗ N 246-ФЗ содержится некорректное определение искусственного земельного участка, которое в силу своей неопределенности позволяет относить к таковым поверхностные водные объекты, создаваемые на основании разрешений по ст. 11 ВК. Конституционный Суд указал, что разрешение вопроса о квалификации спорного объекта и выборе правовых норм, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств данного дела, не входит в его компетенцию (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г. N 1515-О).

Таким образом, в судебной практике подчеркивается, что при создании искусственного земельного участка должна быть соблюдена процедура его создания, предусмотренная в ФЗ N 246-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 4 ФЗ N 246-ФЗ инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица. Инициатор создания искусственного земельного участка готовит проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части. Приведенный проект должен содержать указание на планируемое использование искусственно созданного земельного участка и его предполагаемое целевое назначение, в том числе вида или видов разрешенного использования искусственно созданного земельного участка. В проекте может быть указан конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок. В проекте отражается планируемое местоположение искусственного земельного участка.

В целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит согласованию:

- с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный надзор в области внутреннего водного транспорта, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта (за исключением случаев, если искусственный земельный участок создается на водном объекте в акватории морского порта);

- органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого планируется создание искусственного земельного участка;

- органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание искусственного земельного участка.

Инициатор создания искусственного земельного участка обязан направить проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления.

Срок согласования проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, не может превышать 1 месяц со дня поступления данного проекта на согласование в указанные органы государственной власти, органы местного самоуправления. В случае неполучения в указанный срок инициатором создания искусственного земельного участка каких-либо замечаний от органов государственной власти, органов местного самоуправления проект считается согласованным.

В случае получения замечаний инициатор создания искусственного земельного участка вправе повторно направить на согласование проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, после устранения данных замечаний либо принять решение о создании согласительной комиссии с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, направивших данные замечания. Если инициатором создания искусственного земельного участка является физическое или юридическое лицо, решение о создании согласительной комиссии вправе принять уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по инициативе такого физического или юридического лица. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 1 месяц.

После согласования проекта инициатор создания искусственного земельного участка направляет в орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, заявление о создании искусственного земельного участка. К этому заявлению прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физических лиц);

- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);

- проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

- схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

- обоснование создания искусственного земельного участка;

- заключения органов государственной власти, органов местного самоуправления о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

- замечания органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

- документ о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка по итогам работы согласительной комиссии (при наличии).

Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части выдается:

- Правительством РФ - в случае, если планируется создание искусственного земельного участка для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- уполномоченными федеральными органами исполнительной власти:

в случае, если искусственный земельный участок создается на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, либо на водном объекте или его части, которые находятся в федеральной собственности и не расположены на территориях субъектов РФ. Эти полномочия осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);

в случае, если искусственный земельный участок создается на водном объекте в акватории морского порта. В этом случае разрешение выдается Росморречфлотом <35>;

- органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если создается искусственный земельный участок на водном объекте, который находится в федеральной собственности и расположен на территории субъекта РФ.

--------------------------------

<35> Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 559 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте".

Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части является основанием:

- для принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории в планируемых границах искусственно созданного земельного участка в соответствии с ГрК;

- проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в случае его создания за счет средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, а также на право выполнения работ, необходимых для создания искусственного земельного участка;

- заключения договора о создании искусственного земельного участка.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ