Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 81 КВВТ РФ
1. По окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
2. Судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях, предусмотренных установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательными требованиями к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению нефти и нефтепродуктов, а также при подаче судна под погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой.
3. Перевозчик может на основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем за отдельную плату выполнять работы по очистке судна.
Условия и порядок оплаты работ по очистке судов устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов.
Статья 80 Проверка груза при выдаче | Статья 82 Невостребованный груз |
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что по окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Перевозчик вправе обратиться с требованием (претензией) об очистке судна грузовладельцем по окончании выгрузки груза, перевозимого внутренним водным транспортом. В требовании указывается способ и порядок очистки судна. К требованию прилагают документы, подтверждающие окончание выгрузки груза, а также документы, подтверждающие необходимость очистки судна.
Проектом Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте 2017 г. <116> предусмотрены следующие нормы:
1) грузовладелец обязан обеспечить проведение работ по очистке, а также мойке, дегазации, дезинсекции и дезинфекции судна в порту назначения собственными силами и средствами или силами и средствами перевозчика, при его согласии, или грузополучателя, или организации (индивидуального предпринимателя), оказывающей соответствующие услуги в порту назначения (организация по очистке судна);
2) до начала очистки с судна должны быть сняты за счет грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя) съемные приспособления для крепления груза, установленные в пункте отправления. В случаях, установленных техническими регламентами, санитарными и иными правилами, суда должны быть также вымыты, подвергнуты дегазации, дезинсекции и дезинфекции, а при необходимости и дератизации;
3) дегазация, дезинсекция и дезинфекция грузовых помещений (трюмов, танков и палуб) судов после выгрузки грузов производится за счет грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя) под контролем государственных органов, которые в соответствии с санитарными правилами, иными нормативными правовыми актами уполномочены осуществлять государственный санитарный и ветеринарный надзор;
4) после выгрузки навалочных грузов из судна силами и средствами грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя) должна быть выполнена очистка грузовых трюмов (палуб, бункеров) от остатков груза "под метлу". Если судно после разгрузки предполагается направить под загрузку зерновыми грузами, солью или цементом, то грузовые трюма должны быть вымыты водой и высушены;
5) тщательная очистка грузовых трюмов (палубы, бункеров) "под метлу", а также помывка их водой после выгрузки соли и других агрессивных грузов производится силами и средствами грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя) во всех случаях, независимо от того, под загрузку каких грузов будет после этого направлено судно;
6) способы очистки судов должны обеспечивать пригодность судна для перевозки любого груза, а также не должны допускать загрязнения окружающей природной среды;
7) за неочистку судов или контейнеров после выгрузки грузов грузовладелец обязан уплатить перевозчику стоимость работ по их очистке в двукратном размере, если иное не предусмотрено договором перевозки. Перевозчик имеет право отказаться от уборки от причала неочищенных судна или контейнера впредь до выполнения грузовладельцем работ по их очистке;
8) если по причине неочистки судна либо по причине ожидания и (или) очистки судна имел место сверхнормативный простой судна, грузовладелец несет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 120 КВВТ;
9) в случае невыполнения грузовладельцем обязанности по очистке судна, перевозчиком составляется акт общей формы.
--------------------------------
<116> URL: https://regulation.gov.ru/p/67678 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях:
1) предусмотренных установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательными требованиями к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению нефти и нефтепродуктов;
2) при подаче судна под погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" порядок очистки судов, перевозящих нефть и нефтепродукты наливом, должен соответствовать разрабатываемым и принимаемым техническим регламентам. В частности, после перевозки нефти и нефтепродуктов наливом при очистке применяется Межгосударственный стандарт ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 7 августа 1984 г. N 2776, согласно которому устанавливаются виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов, требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, требования безопасности при транспортировке, хранении и упаковывании.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи перевозчик также может на основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем за отдельную плату выполнять работы по очистке судна. Данное соглашение может быть достигнуто по итогам заключения договора перевозки либо заключено позже.
Условия и порядок оплаты работ по очистке судов устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов.
В заключаемом соглашении определяются:
- виды загрязнения;
- объем (площадь) очистки;
- технология, способы очистки, а также применяемые средства и механизмы;
- порядок оплаты очистки.
По окончании очистки стороны составляют акт приемки результата выполненных работ.