Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 154 КВВТ РФ
1. Общая стоимость имущества (судна, груза и провозной платы), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость), определяется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна.
2. Контрибуционная стоимость судна определяется исходя из стоимости судна в поврежденном состоянии.
3. Контрибуционная стоимость груза определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и провозную плату, если только она не находится на риске грузовладельца. Из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.
4. Контрибуционная стоимость провозной платы, находящейся на риске перевозчика, равна потерянной провозной плате.
5. К контрибуционной стоимости имущества (судна, груза и провозной платы) прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии, если только данная сумма в нее не включена.
6. Любые средства укрепления грузовых мест учитываются во взносах по общей аварии наравне с грузом.
Статья 153 Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей аварии | Статья 155 Диспаша и диспашеры |
Под контрибуционной стоимостью имущества согласно п. 1 комментируемой статьи понимается общая стоимость имущества (судна, груза и провозной платы), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии. Согласно правилу, установленному в п. 5 комментируемой статьи, к контрибуционной стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии, если только данная сумма в нее не включена.
Аналогичное понятие и порядок определения контрибуционной стоимости закреплены в морском праве в соответствии со ст. 304 КТМ. Согласно Правилу XVII о контрибуционной стоимости в рамках Йорк-Антверпенских правил контрибуционные взносы по общей аварии производятся на основе действительной чистой стоимости имущества по окончании общего морского предприятия, за исключением случаев, когда стоимость груза должна равняться стоимости груза в момент выгрузки, определенной на основании коммерческой фактуры, выставленной получателю, или, при отсутствии такой фактуры, на основании отгрузочной стоимости. Такая коммерческая фактура может быть принята диспашером для отражения стоимости груза на момент выгрузки независимо от места окончательной поставки по договору перевозки.
По правилам КВВТ контрибуционная стоимость определяется в соответствии с правилами, установленными комментируемой статьей, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна.
Комментируемой статьей устанавливаются правила определения отдельных составляющих контрибуционной стоимости судна, груза, а также провозной платы:
- контрибуционная стоимость судна определяется исходя из стоимости судна в поврежденном состоянии;
- контрибуционная стоимость груза определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и провозную плату, если только она не находится на риске грузовладельца. Из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки. При этом любые средства укрепления грузовых мест учитываются во взносах по общей аварии наравне с грузом. Таким образом, средства укрепления законодатель признает убытками, относящимися на груз (п. 6 комментируемой статьи);
- контрибуционная стоимость провозной платы, находящейся на риске перевозчика, равна потерянной провозной плате.