Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 326 КТМ РФ
1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к требованиям возмещения ущерба, причиненного в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, за исключением требований, вытекающих из договора морской перевозки груза и договора морской перевозки пассажира.
2. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:
1) ущербу от загрязнения, как он определен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 настоящего Кодекса, независимо от того, выплачивается ли компенсация за такой ущерб согласно правилам, установленным главой XVIII настоящего Кодекса;
2) ущербу, причиненному радиоактивным веществом класса 7, указанным в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов 1965 года, с поправками или в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 года, с поправками;
3) судам вместимостью не более чем 200, которые перевозят опасные и вредные вещества только в упакованном виде, при условии, если такие суда осуществляют рейсы между портами (сооружениями) Российской Федерации.
Статья 325 Иск о возмещении ущерба от загрязнения | Статья 327 Основания ответственности собственника судна |
Положения, закрепленные в комментируемой статье, согласуются с главами Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (далее - Конвенция 1996 г.).
Нефть является опасным веществом, и возмещение ущерба, причиненного с ее участием, производится в соответствии с главой XIX КТМ РФ, за исключением ущерба от загрязнения, возмещение которого предусмотрено главой XVIII КТМ РФ.
Конвенция 1996 г. не отвечает на вопрос, каким образом разрешается вопрос ответственности за ущерб, причиненный ядерным инцидентом. Пункт 3 статьи 4 Конвенции 1996 г. исключает применение конвенции к ущербу, причиненному радиоактивными веществами. Перечень этих веществ содержится в МКМПОГ (класс 7) и в Кодексе безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г. (дополнение В).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции 1996 г. государство может при ее ратификации заявить, что Конвенция не будет применяться к судам вместимостью не более 200 тонн при условии, что такие суда перевозят опасные и вредные вещества только в упаковке и только в рейсах между портами или сооружениями этого государства. Это положение направлено на то, чтобы облегчить перевозки указанных грузов на небольших судах и мелкими партиями (например, на стационарные платформы; между островами государств-архипелагов и т.д.). Вещества, перевозимые на таких судах, не являются облагаемым грузом в смысле главы III Конвенции 1996 г. Однако и Международный фонд не обязан выплачивать компенсацию за ущерб, причиненный опасными веществами при перевозке на таких судах.