Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 323 КТМ РФ


Статья 323 КТМ РФ. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности (действующая редакция)

1. Собственник судна, зарегистрированного в Российской Федерации и перевозящего наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании правил, установленных настоящей главой, осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 320 настоящего Кодекса.

2. Любые суммы, предоставление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением ответственности в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой.

3. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются соответственно к иностранному судну, перевозящему наливом в качестве груза более чем 2 000 тонн нефти, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

4. Обязательства собственника судна, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть исполнены уполномоченным представителем собственника судна или владельцем судна, в том числе фрахтователем судна по бербоут-чартеру.

Статья 322
Фонд ограничения ответственности
Статья 324
Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью

Комментарий к ст. 323 КТМ РФ

Для того чтобы исключить все возможные риски неполучения возмещения убытков, причиненных в результате загрязнения нефтью, статья предусматривает осуществление собственником судна соответствующего страхования или предоставление финансового обеспечения. Требование о наличии страхования или иного обеспечения адресовано собственнику судна. При нахождении судна в аренде, тайм-чартере и бербоут-чартере в некоторых случаях обязанность страхования возлагается договором на фрахтователя или арендатора. Данное обстоятельство не может изменить императивную норму закона. При заключении договоров собственник судна должен обеспечить выполнение требований ст. 323 независимо от того, кто и за чей счет осуществляет страхование. Такой результат может быть достигнут путем указания его в качестве сострахователя или выгодоприобретателя по договору страхования.

Морское страхование является весьма финансово емким видом деятельности, поэтому его осуществляют, как правило, клубы взаимного страхования (Protection and Indemnity clubs). Они ассоциируют судовладельцев, договорившихся сотрудничать и страховать ответственность друг друга по принципу взаимности на бесприбыльной основе. Большая часть мирового торгового флота застрахована в английских или скандинавских клубах, модель деятельности которых была принята за основу в создании клубов страхования ответственности судовладельцев во всем мире. В настоящее время существуют достаточно крупные клубы в США и Японии, а также небольшие клубы в различных странах с развитым судоходством. Сутью данного вида страхования является предоставление владельцам судов, фрахтователям или иным лицам, тем или иным образом связанным с эксплуатацией судов, страховой защиты от исков со стороны третьих лиц. Сейчас в мире действуют около 70 клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев, наиболее крупными из которых являются клубы Англии, Швеции, Норвегии, США.

В последнее время возникла тенденция в законодательстве о загрязнении окружающей среды - включать требования о немедленном оповещении и принятии мер по сокращению размеров загрязнения. Например, МАРПОЛ 73/78 заявляет о необходимости немедленного сообщения судном о своей роли в каком-либо инциденте, ведущем к загрязнению. В таких обстоятельствах капитан должен уведомить местного представителя своего клуба P&I, представитель, в свою очередь, уведомит клуб P&I. Тем не менее в первую очередь капитан должен информировать судовладельца. В любом случае корреспондент (представитель) клуба должен быть уведомлен для того, чтобы капитан, команда, судно были соответствующим образом представлены в юридическом отношении, если представители местной полиции получат доступ на судно. Клубы P&I требуют, чтобы представленная информация была точной и свежей для того, чтобы они могли принять решение о последующих шагах. Клуб в первую очередь страхует разумные расходы по удержанию, нейтрализации и сбору загрязняющего вещества, утечка которого произошла с судна <107>.

--------------------------------

<107> Мишнев В.М. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды нефтью с судов (на примере Балтийского моря) // Транспортное право. 2004. N 4.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
А.М. Симоненко, 2008

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ