Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 305 КТМ РФ


Статья 305 КТМ РФ. Диспаша и диспашеры (действующая редакция)

По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).

Статья 304
Контрибуционная стоимость имущества
Статья 306
Доказательства и материалы, на основании которых составляется диспаша

Комментарий к ст. 305 КТМ РФ

Термин "диспаша" происходит от французского - "dispache" и может означать:

- расчет убытков по общей аварии судна (понесенных при спасении экипажа, судна, груза);

- распределение убытков, расходов между сторонами, участвующими в организации перевозки (владельцами судна и груза, нанимателем судна) <106>.

--------------------------------

<106> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Диспаша составляется диспашером, который является специалистом в области морского права и устанавливает доли и распределение расходов по общей аварии, которые будут нести владелец судна, владелец перевозимого груза и лицо, оплачивающее фрахт (нанимающее судно), так как на практике оплата расходов по составлению диспаши лежит на страховщике. В России эту функцию выполняет Бюро диспашеров при Торгово-промышленной палате.

Решением Президиума ТПП СССР от 18 января 1990 г. утверждено Положение об ассоциации диспашеров, согласно которому для установления наличия общей аварии, исчисления размеров общей аварии, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и составления диспаш-расчета по распределению общей аварии между судном, грузом и фрахтом при Торгово-промышленной палате состоят диспашеры, которые объединяются в Ассоциацию диспашеров при Торгово-промышленной палате. Сами диспашеры назначаются Президиумом Торгово-промышленной палаты из числа лиц, обладающих знаниями в области морского права, морского страхования, международного транспорта, валютного регулирования, а также международных обычаев торгового мореплавания. Диспашеры при выполнении своих функций руководствуются КТМ РФ, Йорк-Антверпенскими правилами об общей аварии и другими международными обычаями торгового мореплавания. Диспашер приступает к составлению диспаши по заявлению заинтересованных лиц - владельцев, а в надлежащих случаях также и страховщиков имущества, участвующих в покрытии данной общей аварии. При этом диспашер должен на основе материалов, представленных заявителем, вынести мотивированное постановление о признании (непризнании) наличия общей аварии в указанных заявителем убытках и принять к производству поручение заявителя составить диспашу. Постановление о признании наличия общей аварии и о начале производства по составлению диспаши рассылается заинтересованным лицам - судовладельцу, грузовладельцам и фрахтовщику, а также страховщику, если известно, что подвергшееся опасности имущество было застраховано, с указанием, какие сведения и документы должны быть представлены диспашеру заинтересованными лицами для составления диспаши. На представление затребованных сведений и документов, а также других материалов, которые заинтересованные лица сочтут необходимым представить для защиты своих интересов, диспашер устанавливает срок не менее одного месяца.

При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта морских судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.

Заключение эксперта подлежит оценке диспашером наряду с другими доказательствами, и диспашер вправе принять его или отвергнуть. В последнем случае диспашер обязан изложить в диспаше мотивы своего несогласия с заключением эксперта.

В случае, когда в связи с общей аварией одним или несколькими грузовладельцами были депонированы в банк суммы в обеспечение платежей, которые будут причитаться с депонента, согласно диспаше по данной аварии, диспашер должен указывать в диспаше, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи из депозита.

За составление расчета по распределению общей аварии (диспаши) взимается сбор по ставкам, утверждаемым Президиумом Торгово-промышленной палаты.

Диспаша составляется в количестве по числу сторон с учетом, что один экземпляр должен оставаться в делах Ассоциации диспашеров.

Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью Ассоциации диспашеров, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам. При большом числе заинтересованных сторон допускается рассылка заверенных председателем Ассоциации выписок из диспаш с указанием, что с полным текстом диспаши они могут ознакомиться по экземпляру, хранящемуся в делах Ассоциации диспашеров.

В случае обнаружения в диспаше неправильностей или ошибок в расчетах диспашер по своей инициативе или по заявлению сторон может внести соответствующее исправление в форме дополнения к основной диспаше (аддендум), оформляемое так же, как и диспаша, и являющееся ее составной частью.

В случае, когда диспаша оспорена, диспашер, составивший диспашу, обязан по требованию суда либо по собственной инициативе вступить в дело в порядке ГПК РФ и дать объяснения по существу дела. Если диспашер не может явиться в суд для объяснений по диспаше, такие объяснения в суде дает председатель Ассоциации диспашеров либо лицо, им уполномоченное.

Если диспаша не оспорена заинтересованными сторонами в порядке и в сроки, установленные статьей КТМ РФ, либо оспорена, но оставлена судом в силе, диспашер по требованию заинтересованной стороны обязан выдать справку о том, что данная диспаша не отменена и не изменена судом, указав, что она выдана для представления в нотариальную контору на предмет совершения исполнительной надписи на диспаше. Размер вознаграждения диспашерам и председателю Ассоциации за выполненную ими работу, а также экспертам, переводчикам и прочим лицам, привлекаемым диспашерами, определяется по ставкам, утверждаемым Президиумом Торгово-промышленной палаты.

Ассоциация диспашеров ставит своей целью оказание содействия урегулированию общеаварийных ситуаций, возникающих в международном морском и речном судоходстве, а также развитию советского торгового мореплавания.

Для достижения своей цели Ассоциация:

1. Организует обмен практическим опытом и мнениями между диспашерами и их консультирование по вопросам морского права, диспашного производства и другим вопросам.

2. Поддерживает контакты и развивает сотрудничество с национальными и международными диспашерскими организациями.

3. На основе анализа практики составления диспаш по урегулированию общеаварийных морских и речных ситуаций разрабатывает предложения, направленные на повышение безопасности морского и речного судоходства и улучшение правовой защиты имущественных интересов сторон, участвующих в общей аварии.

4. Осуществляет публикацию материалов о деятельности советских диспашеров, практике составления диспаш и актуальных проблемах диспашного производства в РФ и за рубежом.

5. Консультирует и оказывает помощь советским и иностранным участникам общей аварии с целью предотвращения ущерба, возникающего в морском и речном судоходстве.

6. Предпринимает другие действия, необходимые для достижения целей Ассоциации.

Диспашеры - члены Ассоциации вправе участвовать в обсуждении и решении всех вопросов, рассматриваемых общим собранием Ассоциации, выступать с научными и информационными докладами и сообщениями на проводимых ею собраниях, конференциях, симпозиумах и семинарах, вносить в органы Ассоциации предложения по вопросам ее деятельности, участвовать в работе ее временных групп. Органами Ассоциации диспашеров являются общее собрание диспашеров, председатель (заместитель председателя) Ассоциации, ответственный секретарь Ассоциации. Для рассмотрения специальных вопросов, вытекающих из целей и деятельности Ассоциации, и подготовки соответствующих материалов и предложений могут создаваться временные группы.

Общее собрание Ассоциации диспашеров заслушивает доклады и отчеты председателя Ассоциации и принимает по ним решения; рассматривает и утверждает планы работы Ассоциации; обсуждает доклады и сообщения по различным проблемам общей аварии, диспашного производства и по другим вопросам морского права и международного торгового судоходства; избирает председателя и заместителя председателя Ассоциации; разрабатывает предложения об изменениях положения об Ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш и вносит их на рассмотрение Президиума ТПП; рекомендует Президиуму Торгово-промышленной палаты кандидатов для утверждения в качестве диспашеров.

Собрание принимает решение простым большинством голосов присутствующих, а решения об изменении положения - большинством голосов в две трети присутствующих членов Ассоциации.

Собрание Ассоциации диспашеров созывается не реже одного раза в два года и является полномочным в случае присутствия не менее половины членов Ассоциации. Внеочередные собрания могут созываться по решению председателя или по требованию не менее одной трети членов Ассоциации. Председатель и заместитель председателя Ассоциации диспашеров избираются сроком на 4 года.

Председатель Ассоциации:

представляет Ассоциацию в ее сношениях как в стране, так и за границей; принимает заявления от заинтересованных лиц о составлении расчетов по общей аварии, дает поручения диспашерам о рассмотрении этих заявлений и устанавливает срок составления диспаш; направляет работу диспашеров, дает им консультации по вопросам, возникающим при составлении диспаш, и составляет отчеты по законченным делам; обобщает практику составления диспаш и организует обмен опытом диспашеров; ведет переписку по общим вопросам деятельности Ассоциации диспашеров; составляет перспективные и годовые планы работы Ассоциации диспашеров, справки и отчетные сведения.

Для выполнения организационно-технической работы и осуществления делопроизводства, связанного с деятельностью Ассоциации диспашеров, Президиум Торгово-промышленной палаты назначает по представлению председателя Ассоциации ответственного секретаря Ассоциации из числа штатных сотрудников Палаты.

Общее руководство деятельностью Ассоциации диспашеров осуществляется Президиумом Торгово-промышленной палаты.

Диспашер приступает к составлению диспаши по заявлению заинтересованных лиц - владельцев, а в надлежащих случаях также и страховщиков имущества, участвующих в покрытии данной общей аварии. При этом диспашер должен на основе материалов, представленных заявителем, вынести мотивированное постановление о признании (непризнании) наличия общей аварии в указанных заявителем убытках и принимает к производству поручение заявителя составить диспашу. Постановление о признании наличия общей аварии и о начале производства по составлению диспаши рассылается заинтересованным лицам - судовладельцу, грузовладельцам и фрахтовщику, а также страховщику, если известно, что подвергшееся опасности имущество было застраховано, с указанием, какие сведения и документы должны быть представлены диспашеру заинтересованными лицами для составления диспаши.

При возникновении в процессе составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации и ремонта морских судов, определения стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и других вопросов, требующих специальных знаний, диспашер вправе назначить экспертизу, поручив проведение ее одному или нескольким лицам, сведущим в соответствующей области знаний.

В случае, когда в связи с общей аварией одним или несколькими грузовладельцами были депонированы в банк суммы в обеспечение платежей, которые будут причитаться с депонента, согласно диспаше по данной аварии, диспашер должен указывать в диспаше, кому и в какой сумме должны быть произведены платежи из депозита.

За составление расчета по распределению общей аварии (диспаши) взимается сбор по утвержденным ставкам. Сумма сбора включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Диспаша, подписанная диспашером и скрепленная печатью, заносится ответственным секретарем в реестр диспаш и затем рассылается заинтересованным сторонам. При большом числе заинтересованных сторон допускается рассылка заверенных выписок из диспаш с указанием, что с полным текстом диспаши они могут ознакомиться по экземпляру, хранящемуся в делах организации диспашеров.

Размер вознаграждения диспашерам за выполненную ими работу, а также экспертам, переводчикам и прочим лицам, привлекаемым диспашерами, определяется по утвержденным ставкам.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
А.М. Симоненко, 2008

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ