Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 286 КТМ РФ


Статья 286 КТМ РФ. Общая авария, вызванная заходом судна в место убежища (действующая редакция)

1. Общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности.

2. В случаях, если расходы на заход судна в место убежища или возвращение его в место погрузки груза признаются общей аварией, к ней относятся также расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из такого места.

3. Расходы на заработную плату и довольствие членов экипажа судна, топливо и предметы снабжения, произведенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки груза при обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, признаются общей аварией.

4. Правила, установленные пунктами 1 - 3 настоящей статьи, соответственно применяются к расходам на перемещение судна из места убежища, в которое судно зашло и в котором его ремонт не может быть проведен, в другой порт или другое место, в том числе к расходам в связи с временным ремонтом судна, его буксировкой и удлинением рейса.

Статья 285
Применение правил, установленных настоящей главой
Статья 287
Расходы на перемещение на борту судна, выгрузку либо обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения

Комментарий к ст. 286 КТМ РФ

Причинами для захода в порт-убежище в случаях, описываемых комментируемой статьей, могут являться как достаточно тяжелые метеорологические условия или смещение груза в трюмах, так и угрожающая всему морскому предприятию авария судовых механизмов либо столкновение судов, а также необходимость производства временного ремонта в результате указанных выше происшествий и т.п.

Как и п. "а" Правил X Йорк-Антверпенских правил, комментируемая статья определяет особенности отнесения некоторых расходов, связанных с нахождением судна в порту-убежище, к общей аварии. Так, после захода в порт-убежище может быть установлено, что в нем невозможно провести необходимый ремонт, тогда судно может быть перемещено в другой порт. В случае проведения временного ремонта, необходимого для переброски в другой порт, расходы на его проведение, а также расходы по буксировке судна, другие расходы, связанные с неизбежным удлинением рейса, признаются общей аварией.

Расходы по одному лишь заходу в порт-убежище могут составлять значительную сумму, состоящую из различного рода портовых сборов, оплаты буксиров, стоянки, причалов и т.д. Если расходы на заход в порт-убежище признаются общей аварией, то и все расходы, связанные с выходом из этого порта, также признаются общей аварией.

Например, для детального осмотра и установления причин аварии лесовоз вынужден был зайти в порт-убежище, где был произведен водолазный осмотр подводной части корпуса судна, а также осмотр судна Регистром РФ для определения его мореходности. Все расходы судна по заходу в порт-убежище: буксирные, лоцманские, агентские, в том числе и портовые сборы, - были отнесены на общую аварию.

Расходы на заработную плату и довольствие членов экипажа судна, топливо и предметы снабжения, произведенные в связи с продлением рейса в результате захода, признаются общей аварией. Если после захода в порт-убежище выяснится, что в нем невозможно провести необходимый ремонт, судно может быть перемещено в другой порт. Расходы на временный ремонт, который необходимо было выполнить для перехода в другой порт, расходы по буксировке судна (если оно не может следовать своим ходом), а также другие расходы, связанные с удлинением рейса, признаются общей аварией.

При нахождении судна в убежище страховая компания может назначить сюрвейера для определения готовности судна к продолжению рейса. В этом случае страховщик требует всю необходимую информацию от судовладельца для оценки всех факторов и существенных обстоятельств, связанных с имевшей место заявленной общей аварией, по которым предусматривается возмещение. При анализе предоставленной информации и диспаши страховщик квалифицирует расходы и убытки, относящиеся к общей аварии, по следующим параметрам:

- намеренное повреждение или гибель имущества страхователя для спасения общего имущества, то есть общеаварийное пожертвование в отношении судна (приравнивается к обычной претензии по повреждению корпуса): выбрасывание груза за борт; убытки от тушения пожара; намеренное выбрасывание судна на берег; повреждение механизмов и котлов, возникшее во время попытки восстановления мореходности судна или снятия судна с мели; использование имущества в качестве топлива; потеря фрахта;

- дополнительные расходы для спасения общего имущества, то есть общеаварийные расходы (общеаварийные взносы судна): вознаграждения спасателям; расходы по разгрузке судна на мели; расходы по заходу в порт-убежище, включая расходы, предусмотренные в ст. 287 КТМ РФ; зарплата и содержание команды во время захода в порт-убежище в соответствии со ст. 290 КТМ РФ.

В случае невозможности продолжения дальнейшего безопасного следования судна с грузом в порт выгрузки страховая компания дает следующие рекомендации судовладельцу в зависимости от обстоятельств:

1. Произвести необходимые ремонтно-восстановительные работы и продолжить прежний маршрут следования, распределяя все непредвиденные, чрезвычайные, необходимые и разумные расходы в рамках заявленной (продекларированной) общей аварии.

2. Произвести необходимые ремонтно-восстановительные работы и в случае признания большого объема требуемых ремонтно-восстановительных работ на судне и длительного срока этих ремонтно-восстановительных работ зафрахтовать другое судно, чтобы доставить груз в порт выгрузки и тем самым выполнить подписанные условия договора морской перевозки.

Страховая компания определяет необходимость временного ремонта судна и принимает решение о месте ремонта и компании - исполнителе ремонтных работ, руководствуясь ранее изученным рынком судоремонтных услуг либо информацией по проведенному судовладельцем тендеру. Страховщик также принимает решение о выборе между переходом до ближайшей судоремонтной верфи (дока), местными условиями для ремонта или ремонтом силами экипажа судна. Далее страховой компанией проводится анализ предоставленной документальной информации по временному ремонту судна для дальнейшей калькуляции возмещения расходов по общей аварии. Счета, связанные непосредственно с ремонтом, должны быть проверены и проштемпелеваны сюрвейером, назначенным страховщиком.

В случае если тендер на ремонт судна проводит страховая компания, процесс проведения тендера организуется следующим образом:

- печатается объявление о проведении тендера в официальном источнике;

- в течение определенного периода принимаются заявки на участие в тендере (заявка сопровождается калькуляцией по ремонту судна);

- проводится выбор судоремонтной компании по минимальной стоимости ремонтных работ.

В течение всего тендерного периода страховщик ведет учет фактически потерянного времени ожидания результата тендера для дальнейшего расчета компенсации страхователю. Если необходим переход судна к месту ремонта, страховщик также принимает участие в принятии решения по данному вопросу, так как дополнительные расходы по переходу судна должны быть возмещены судовладельцу страховой компанией.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ"
А.М. Симоненко, 2008

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ