Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 204 КТМ РФ
1. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.
Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса.
2. По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.
3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.
Статья 203 Мореходное состояние судна | Статья 205 Ответственность фрахтователя перед грузовладельцем |
Заключение договора тайм-чартера всегда подразумевает достижение конкретных целей торгового мореплавания путем использования судна и услуг экипажа на условиях, определенных договором. При этом фрахтователю надлежит использовать судно строго в соответствии с целями фрахтования, условиями предоставления судна и соблюдением требований законодательства, предъявляемых к определенным видам грузов, в том числе исполнять обязанности по оплате расходов, связанных с эксплуатацией судна, и по поддержанию его в мореходном состоянии.
При исполнении фрахтователем обязанностей по коммерческой эксплуатации судна и его возврату ему надлежит принимать во внимание положения статей 309 и 310 ГК РФ, согласно которым обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К дате истечения срока действия договора тайм-чартера судно подлежит возврату. Однако сторонами может быть достигнута договоренность о том, что к дате возврата судна может быть добавлено дополнительное время, необходимое для осуществления возврата судна по причине задержки.
Особенность уплаты фрахта за оговоренное дополнительное время заключается в том, что он уплачивается по рыночной ставке фрахта, если она выше ставки, согласованной в договоре, или по ставке, указанной в договоре.
Несогласованное время задержки позволяет говорить о нарушении срока возврата судна. Время такой задержки оплачивается по ставке фрахта, предусмотренной в тайм-чартере, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку, указанную в тайм-чартере. Если оплата по применяемой в данном случае ставке не возмещает всех убытков, понесенных судовладельцем вследствие задержки судна, он имеет при наличии вины фрахтователя право на взыскание убытков в их невозмещенной части.