Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, N 81-ФЗ | ст. 1 КТМ РФ
1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).
2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
Статья 2 Понятие торгового мореплавания |
Кодекс торгового мореплавания СССР, как и все законодательство СССР, был призван отвечать интересам плановой экономики, способствовать развитию социалистической системы хозяйства, в основе которой лежала государственная собственность.
Государственная собственность на морские транспортные средства определила направленность норм КТМ Союза ССР 1968 г. в части перевозки груза, которые были сориентированы на защиту интересов судовладельцев, являвшихся государственными предприятиями.
Вопросам государственного планирования и организации перевозок грузов была посвящена отдельная глава Кодекса. Плановый характер перевозок грузов способствовал созданию в КТМ Союза ССР 1968 г. двух видов норм: одни применялись к отношениям между советскими государствами, кооперативными и общественными организациями, другие - к отношениям с иностранными партнерами.
Отношения морских перевозок характеризовались конкуренцией норм главы VII "Планирование и организация перевозок грузов", отражавшей особенности правовых взаимоотношений социалистических организаций при осуществлении перевозок грузов, и главы VIII "Договор морской перевозки груза", рассчитанной в основном на регулирование отношений с участием иностранных лиц. Как отмечалось в комментарии к КТМ Союза ССР 1968 г., когда одни и те же вопросы решаются в этих двух главах по-разному (например, вопрос об установлении сроков погрузки и выгрузки), к отношениям между советскими организациями должны в соответствии с ч. 3 ст. 14 КТМ Союза ССР применяться правила главы VII, а не нормы о договоре перевозки груза, содержащиеся в главе VIII <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 27.
Объем диспозитивных норм при перевозках грузов во взаимоотношениях между отечественными организациями был неоправданно мал.
Перемены в государственной и экономической жизни страны, произошедшие в последние десятилетия, а также изменения в международно-правовом регулировании в области торгового мореплавания вызвали необходимость обновления законодательства, составляющего содержание устаревшего КТМ Союза ССР 1968 г.
Отсутствие закона, отвечающего современным требованиям регламентации деятельности в области торгового мореплавания, стало отрицательно сказываться на эффективности такой деятельности, в том числе в сфере морской перевозки груза.
В связи с этим началась подготовка проекта нового Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), который был принят 30 апреля 1999 г. и вступил в силу с 1 мая 1999 г. С его принятием была предпринята попытка учесть все те изменения, которые произошли в экономике и политике Российской Федерации в последние годы.
Подготовка КТМ РФ велась с учетом нового гражданского законодательства Российской Федерации. Нормы о договоре перевозки были включены в главу 40 "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), который в качестве части второй был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 марта 1996 г. Принципиальным явилось положение ГК РФ (п. 1 ст. 2), согласно которому имущественные отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Исходя из этого положения большинство правил, регулирующих перевозку груза, применяются, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Императивно закреплены лишь наиболее важные условия договора морской перевозки груза, например обязанность перевозчика привести судно в мореходное состояние (ст. 124 КТМ РФ), ответственность перевозчика (ст. 166 КТМ РФ).
В КТМ РФ 1999 г. нашли отражение и другие изменения гражданского законодательства. Получил официальное закрепление такой новый институт гражданского права, как удержание груза, который используется перевозчиками как основной инструмент защиты их прав, вытекающих из договора морской перевозки груза.
При подготовке КТМ РФ были учтены требования международных конвенций, к которым Россия присоединилась в последние годы. В частности, были изменены пределы ответственности перевозчика <2>.
--------------------------------
<2> Хаббибулаев А.Х. Зарождение нормативных основ о морской перевозке грузов в России // История государства и права. 2007. N 15.
Принятие КТМ РФ позволило определить новую систему законодательства, регулирующего отношения, вытекающие из отношений торгового мореплавания, уже на постсоветском пространстве.
В основе вертикальной структуры системы законодательства торгового мореплавания находится иерархическое построение его нормативных актов. И вот как это выглядит.
Федеральное законодательство о торговом мореплавании представляет собой единую взаимосвязанную подсистему законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения в системе торгового мореплавания. Такие акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Ядром законодательства о торговом мореплавании является кодификационный акт в виде КТМ РФ. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от КТМ РФ.
Указы Президента и постановления Правительства РФ, принятые в развитие КТМ РФ, не должны противоречить ему или иному федеральному закону, регулирующему отношения в сфере торгового мореплавания.
Анализ норм ГК РФ и КТМ РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ и п. 2 ст. 1 КТМ РФ) позволяет сделать вывод о том, что положения гражданского законодательства применимы к имущественным отношениям торгового мореплавания лишь в той части, в какой они не урегулированы или не полностью регулируются КТМ РФ. Это объясняется следующим. В соответствии с ГК РФ (статья 2) гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения. ГК РФ - это прежде всего кодификационный акт, а КТМ РФ - кодификационный акт комплексного характера, содержащий как гражданско-правовые нормы, так и нормы других отраслей права. ГК РФ имеет для КТМ РФ в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в статье 1 КТМ РФ.