Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 58 КАС РФ
1. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.
2. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.
3. Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.
4. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
5. В случае, если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.
Статья 57 Оформление и подтверждение полномочий представителя | Статья 59 Доказательства |
В ч. ч. 1 - 4 ст. 58 КАС РФ, регламентирующие проверку полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей, вошли положения, в точности аналогичные следующим положениям ст. 63 "Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей" АПК РФ:
- арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей (ч. 1);
- арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду (ч. 2);
- документы, подтверждающие полномочия указанных лиц, при необходимости приобщаются к делу, или сведения о них заносятся в протокол судебного заседания (ч. 3);
- в случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным данным Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст. ст. 59 "Ведение дел в арбитражном суде через представителей" и 60 "Лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде" данного Кодекса, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч. 4).
В ГПК РФ соответствующая регламентация сводится к положению ч. 2 его ст. 161 о том, что председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей. Причем это положение размещено в гл. 15 "Судебное разбирательство" данного Кодекса.
Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом ВС России 9 сентября 2015 г., наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности; сведения о наличии у представителя высшего юридического образования, полученного до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", могут также подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием; указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Часть 5 ст. 58 КАС РФ содержит положения, аналогичные которым не закреплены ни в АПК РФ, ни в ГПК РФ. Данная часть определяет последствия ситуации, когда лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом: в этом случае суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя. В ст. ст. 190 и 191 КАС РФ, определяющих обязательные и возможные случаи приостановления производства по административному делу, рассматриваемым положениям соответствует п. 2 ч. 1 ст. 190, но в нем говорится об обязанности суда приостановить производство только в случае признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина. В этом случае производство по административному делу приостанавливается до определения законного представителя.
В пункте 23 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее:
- если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя (ч. 5 ст. 58, ч. 2 ст. 190 КАС РФ);
- под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов РФ; под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о замене законного представителя, - органы опеки и попечительства;
- обращение суда к указанным субъектам по вопросу о назначении представителя или замене законного представителя должно быть изложено в определении о приостановлении производства по административному делу и является обязательным и подлежащим неукоснительному исполнению (ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").